- Моя газета - https://mygazeta.com -

Герои и злодеи русской истории

Герои и злодеи русской истории [1]

В Петербурге сегодня отмечают судьбоносную историческую дату – 150-летие отмены крепостного права. К ней приурочена и масштабная выставка «Герои и злодеи русской истории». Экспозиция посвящена российским правителям и полководцам, священникам и революционерам, мятежникам и первооткрывателям. К этим ярким личностям художники всегда проявляли особый интерес, и корпус Бенуа Русского музея едва вместил их знаменитые и неизвестные творения.

Эта метаморфоза, превращающая лица совсем в другие — как наглядный пример того, что в истории государства российского так и было. Герои всегда сменяли злодеев или сами герои становились злодеями. И этот переходный момент и есть сущность всех избранников русской истории.

«У нас континентальный климат, и история такая же. Если у французов с их д’Артаньянами история цветная, у нас, скорее, гравюрная, чёрно-белая. Это столкновение сильных личностей. Как говорил Достоевский, широк русский человек, надо бы сузить», — поясняет писатель, историк и краевед Лев Лурье.

Здесь все герои — настоящие символы государства, как герб или флаг. Аввакум, месяцами шедший через ледяную пустыню, и боярыня Морозова, упорно крестящаяся двумя перстами. Не говоря уже о Петре Первом. Он открыл для России Балтику, строил прекрасный город на болоте, превращал страну в современное европейское государство, но он же жёстко реагировал на любое неповиновение и лично следил за казнями.

Вечные русские вопросы «Кто виноват?», «Что делать?» и «Кому на Руси жить хорошо?» — без них как будто и нет самой страны. Это настоящий учебник [2] истории в картинах. Малыши и правда приходят на выставку учиться.

«А это знаете кто?» – спрашивает экскурсовод группу детей. «Французы!» – дружно кричит малышня. «Нет, не французы, это англичане! – поправляет их музейная работница. — Они приехали в Архангельск к Ивану Грозному и долго жили с ним там».

Царь-реформатор, сохранивший и укрепивший Московскую Русь. Его всегда знали как тирана и деспота. Картина в Третьяковской галерее показывает свихнувшегося старика, убившего собственного сына. Но есть два малоизвестных полотна. Иван Грозный у смертного одра царевича.

«Здесь мы видим и раскаяние, и горечь потери, и злость и на себя, и на обстоятельства, и, возможно, обещание управлять страной ещё жёстче», — описывает картину куратор выставки Павел Климов.

Жёсткие руководители вообще присущи России. Здесь множество полотен со Сталиным, и каждый художник писал эту жёсткую складку между бровями. Ленин, наоборот, — задумчивый на Красной площади или помогающий рабочим на субботнике. Россия — страна улыбающегося несомненного героя Гагарина и сомнительного героя Павлика Морозова. В заключение — несколько гротескных произведений: «Вот» и «Всё». Но из контекста понятно, это ещё далеко не конец.

То, что выставка заканчивается, понять практически не возможно. Пока не перешагнёшь за пределы последнего зала. Сделано это потому, что история государства Российского не заканчивается. У страны всегда есть выбор тем или иным путем пойти дальше. И будет это история доброго или злого гения. Или мешанина того и другого.