Сегодня, 28 мая, в ТАСС СПб в рамках 15-го международного Санкт-Петербургского онлайн книжного салона состоялась пресс-конференция в онлайн-формате. Темой разговора стало обсуждение развития детективного жанра в литературе и кино, а также объявление начала народного голосования первой премии «Русский Детектив». Учредителем премии стал телеканал «Русский Детектив», входящий в холдинг «Цифровое Телевидение» (ВГТРК и «Ростелеком»).
О важности премии, трансформации жанра в современной литературе, понятии «русский детектив», преступлении и наказании рассказали писатель, сценарист и телеведущая Татьяна Устинова, писатель Антон Чиж, подполковник полиции, автор детективов Татьяна Степанова, члены жюри премии «Русский Детектив»: директор по киноканалам компании «Цифровое Телевидение» Иван Кудрявцев, критик Егор Москвитин и сопредседатель жюри премии Сусанна Альперина.
«Мы становимся свидетелями исторического момента. В России до сегодняшнего дня не было заметной премии в столь важнейшем жанре. Детектив может вобрать в себя все сразу — и мелодраму, и приключение, и триллер, и хоррор, как это было у Эдгара По и Николая Гоголя, и медицинскую трагикомедию, как это было в сериале «Доктор Хаус». В зарубежной традиции этот жанр очень уважаемый, и в каждой стране есть премии, которые вручаются уже много лет. Например, премия Edgar, которая вручается Ассоциацией детективных писателей США с 1954 года. В Великобритании автора детективов могут представить к званию рыцаря… У нашей аудитории сегодня нет системы координат, потому что любая премия и шорт-лист – это ориентир. И это подарок и для зрителей-читателей, и для всех, кто в этом жанре творит – это будет признание экспертного сообщества и народного голосования. Первую фазу работы премии мы, организаторы, назвали для себя «расследование» – произведения объявлены в розыск и обязательно будут найдены», — рассказал директор по киноканалам компании «Цифро вое Телевидение» Иван Кудрявцев.
«Сейчас мне кажется, что в детективе мы все живём: носим маски, перчатки. Но люди уже немного устали от пандемической литературы, пандемического контента. И я уверена, что многие на самоизоляции как раз предпочитают детективы – и посмотреть, и почитать. С одной стороны, это продолжает будоражить нервы, а с другой – это шахматы, математика. Это хорошо занимает ум, и человек не чувствует, что он напрасно проводит время», – отместила сопредседатель жюри Сусанна Альперина.
Почётным членом жюри премии «Русский Детектив» стал японский писатель и непререкаемый авторитет в мире детектива Содзи Симада, чей роман «Токийский зодиак» задал новое направление «хонкаку». Для зрителей онлайн-конференции он записал видеообращение:
«В России в прошлом году начали издавать мои детективные романы и пригласили в Москву, где к тому моменту японские хонкаку-детективы уже стали приобретать популярность. Эта поездка стала лично для меня началом культурного сотрудничества. В последнее время детективы в России очень популярны, но литературной премии, которая бы занималась развитием этого жанра и открытием новых имен, здесь не было. Я думаю, что для развития детективного жанра, организация премии в этой области — очень важное дело. Тем более, что Россия — страна Д остоевского и Толстого. В мире также огромное множество культовых фигур, имеющих отношение к детективу. Я тоже принял участие в создании Премии в России и сейчас питаю надежду выпустить и продать произведение победителя премии «Русский детектив» на Тайване, в Японии и Китае. И сделать это с вами, дорогие друзья! Давайте поддержим первую в России детективную премию! Успехов нам всем!».
Эксперты также рассказали, почему они решили поддержать идею премии, и называли критерии оценивания детективов и сравнивания авторов.
«Русский детектив – это материк, который всеми нами потерян, тем не менее он был. И забыт огромный пласт авторов детективов. Так что мы, современные авторы, возникли не на пустом месте, у нас огромные корни на засохшем некогда древе. Детектив сегодня – не просто развлечение, но и важный фактор психотерапии, успокоения нравов, волнений. К тому же, премией мы закладываем экспортный потенциал нашей страны – в ближайшем будущем русский детектив будет востребован в мире так же, как нефть и газ», – сказал писатель Антон Ч иж.
Писатель Татьяна Степанова считает, что премия ответит на вопрос: «Каков русский детектив XXI века? Может быть мы увидим новых авторов, то, как развивается жанр. Новое – всегда очень интересно. Тем более, пережив историческое событие – пандемию, которая случается раз в 500 лет, меняется мир и меняемся мы. Что нам предложит будущее, каких новых авторов? Мне интересна премия в этом ключе».
Писатель, один из самых востребованных авторов остросюжетного жанра, Татьяна Устинова поделилась своими впечатлениями и ожиданиями: «Я отнеслась к новости о премии с необыкновенным энтузиазмом. Вся литература сегодняшнего дня – это история про детектив. Очень изменился информационный фон, всю эту зашумленность преодолеть может только история с тайной. Сейчас очень трудно заставить читателя преодолеть 300 страниц печатного текста. На это способен только детектив! При этом у нас в стране этот жанр как будто не сущест вует, на нас никто не обращает внимания. И, на мой взгляд, главное в этой премии – освещение – лишь бы кто-нибудь про кого-нибудь узнал. На мой взгляд, это история запоздавшая, но необходимая совершенно! Потому что, если мы хотим, чтобы люди читали, мы должны их занимать, привлекать – на это способен только детектив».
О положении жанра в киноиндустрии и телевидении рассказали члены жюри премии: Иван Кудрявцев и Егор Москвитин:
«В секторе кино детективный жанр развивается впечатляющими темпами. В телевидении интерес к нему растёт, я бы сказал, против рынка. За последние 3 года рейтинги удвоились, они стабильно держатся: в сериальном сегменте рост составляет 11%. Детектив – абсолютный локомотив современного кино и телевидения. До наступления глобальной пандемии в производстве единовременно находилось 311 фильмов детективов и детективных сериалов. Цифры охвата, которые показывает наш канал – детективы смотрит ежемесячно 21,3 млн человек в стране. По днным ВЦИОМ, 64% россиян смотрят детективы. При этом детектив называют любимым жанром 67% зрителей, а 40% зрителей любят пересматривать детективы. Сейчас жанр переживает ренессан, число запускаемых в производство фильмов и сериалов растёт с каждым годом, и их всё чаще ставят в прайм-тайм. Всё дело в интриге!», — говорит Иван Кудрявцев.
Сложно определить, является фильм детективом или нет. Гены детектива присутствуют в сценарии любого фильма, потому что суть детектива – установление истины, а его механизм – это саспенс и желание вывести зрителя из зоны комфорта. К тому же детективы сегодня нередко уходят в авторское кино и исследуют большие проблемы, важные для общества. Детективы сегодня – это способ выяснить, что с обществом не так. Мы все обожаем скандинавские детективы, где под снегом скрываются какие-то тайны. Мы обожаем этнографические детективы, которые позволяют нам путешествовать по миру, не выходя из дома. И мы все ждем такой же драматургии от российских детективов и, судя по тому, что происходит в российском кино, особенно на стримингах, скоро узнаем, почему у нашего общества такая субфебрильная температура, какие тайны нас объединяют и разъединяют…», — сказал кинокритик Егор Москвитин.
На конференции напомнили о сроках народного голосования, которое пройдёт на книжном рекомендательном сервисе LiveLib с 10 июня по 20 августа. По итоговым результатам будет сформирован шорт-лист премии и выявлен победитель в номинации «Выбор читателей».
Выбирай любимый детектив, подключайся к расследованию
Справочно о премии «Русский Детектив»:
Номинации:
- «Преступление и наказание» — детектив года (на номинацию могут подаваться русскоязычные авторы, книги которых изданы тиражом не менее 3000 экз.).
- «Автор года» (на номинацию подаются авторы, произведения которых опубликованы исключительно издательствами суммарным тиражом не менее 3 000 экз.).
- «Открытие года» — на номинацию подаются авторы, пишущие в области молодежной литературы жанра детектива и остросюжетной литературы и издавшиеся в период с 17.04.2019 г. по 14.04.2020 г. в печатной форме и на электронных платформах самиздата).
- «Вклад в развитие жанра» (решение принимается жюри).
- «Выбор читателей» (определяется по итогам народного голосования).
- «Лучший иностранный детектив» (на номинацию подается произведение, вышедшее в переводе на русском языке в период с 17.04.2019 г. по 14.04.2020 г. в издательствах суммарным тиражом от 3000 экз.).
- «Лучший фильм в жанре детектив» (полнометражный художественный фильм российского или иностранного производства, дублированный на русский язык и/или титрованный русским субтитрами).
- «Лучший отечественный многосерийный фильм в жанре детектив». Детективный сериал российского производства, транслировавшийся в эфире российского телевидения в период с 17.04.2019 г. по 14.04.2020.
- «Дебют года» (на номинацию подаются авторы жанра детектива и остросюжетной литературы, произведения которых опубликованы на электронных платформах самиздат, без издания бумажной книги в период с 17.04.2019 г. до 14.04.2020 г.).
- «Детский детектив» (на номинацию подается произведение, ориентированное на детскую и юношескую аудиторию, издавшиеся в период с 17.04.2019 г. по 14.04.2020 г. в печатной форме, тираж не менее 2000 экз.).Информация о заявках: Всего поступило 310 заявок. Среди претендентов – 125 бумажных книг и 183 заявки от авторов электронных книг.
Этапы премии:
15 апреля – старт премии
15 апреля – 15 мая – подача заявок на соискание Премии
15 мая – 31 мая – работа Экспертного совета
10 июня – старт народного голосования
10 июня – 20 августа – народное голосование на сайте книжного рекомендательного сервиса LiveLib.ru (Лайвлиб)
сентябрь – жюри объявит шорт-лист и начнёт работу по определению лауреатов премии
1 ноября – завершение голосования жюри
14 ноября – награждение лауреатов Премии