- Моя газета - https://mygazeta.com -

Загадка остается загадкой

Загадка остается загадкой [1]

Почему женщины живут дольше мужчин? Этот вопрос занимает ученых давно, но ответа они не находят. Вернее, есть много ответов, но каждый из них не всеобъемлющ и уязвим.

Немецкий эндокринолог Эберхард Нишлаг и американский кардиолог Джеральд Филипс проверили живучую гипотезу о том, что жизнь мужчинам сокращает гормон тестостерон. Гипотеза оказалась несостоятельной. Тестостерон не только не вредит мужскому организму, но даже защищает его от сердечных болезней.

Несколько иначе подошел к проблеме Дональд Грэйсон, антрополог из университета Вашингтона в Сент-Луисе (штат Монтана). Он решил посмотреть, как сопротивляются одним и тем же неблагоприятным обстоятельствам мужчины и женщины. Сейчас такие обстоятельства найти нелегко, но в середине прошлого века переселенцы, двигавшиеся с востока на запад, попадали в них сплошь и рядом.

Грэйсон раскопал историю так называемой группы Доннера, отправившейся из Иллинойса в Калифорнию в большом закрытом фургоне. Группу застигла в горах Сьерра-Невады снежная буря. Было это в октябре 1846 г. — более полутора веков назад. 87 путешественников застряли в горах на полгода. Они делали все возможное, чтобы продержаться до весны, когда снег растает и освободит их из плена. Под конец дошло до каннибализма: когда кто-нибудь умирал, его тело съедали.

Но кто умирал? У журнале «Эволюционная антропология» Грэйсон пишет, что наиболее высокая смертность была среди самых младших и самых старших членов группы. Первым не хватало в организме запасов питания и энергии, у последних энергия в виде тепла быстро улетучивалась через кожу. Среди спасшихся оказалось гораздо больше членов больших семей, нежели одиночек: одиночкам не от кого было получать моральную и физическую поддержку. Всего этого можно было ожидать, и это не удивило исследователя. Удивило его другое: из 53 путешественников мужского пола умерло 30, а из 34 путешественниц — только 9. 57 процентов против 28! Причем мужчины умирали гораздо быстрее женщин. У некоторых мужчин и женщин имелась зимняя обувь (snow-shoes) и они попытались пробиться сквозь снега в долину. Удалось это только женщинам, все мужчины погибли.

«Самой природой женщины лучше приспособлены сопротивляться голоду и холоду, — подытожил Грэйсон свой анализ. — В среднем они весят на 17 процентов меньше мужчин, а это значит, что им для выживания требуется меньше пищи. Жира у них в организме почти вдвое больше, и это в основном подкожный жир, прекрасно защищающий их от холода».

Статья Грэйсона вызвала немало критических замечаний со стороны его коллег. Кристина Шутер, археолог из Аризонского университета в Тусоне, заявила, например, что во всей этой истории главное не биологические, а культурные факторы, и прежде всего характер работы, которую пришлось выполнять соответственно женщинам и мужчинам. В ответ на критику добросовестный Грэйсон изучил еще один такой же случай.

Спустя десять лет после снежного плена, в который попала группа Доннера, несчастья обрушились на группу из 429 мормонов, эмигрировавших перед тем из Европы и отправившихся в поисках лучшей доли из Айова-Сити в Солт-Лейк-Сити (штат Юта). На приобретение крытых фургонов с лошадьми денег у них не хватило. Поэтому, добравшись до Айова-Сити поездом, дальше они пошли пешком, толкая перед собой ручные повозки — по пять человек на повозку. Несколько повозок с тяжелой кладью, в основном с провизией, тащили волы.

Началось с того, что вовремя отправиться в дорогу мормоны не успели, и в пути их застала зима, а у них не было ни теплой одежды, ни теплых одеял. Волов, которые тянули повозки с провизией, охватила по дороге внезапная паника, они порвали постромки и умчались на волю, увлекая за собой маленькое стадо коров. Переселенцы остались без тягловой силы, а также без мяса и молока. Они надеялись пополнить запасы съестного в городе Форт-Ларами, но их надежды не оправдались. Наконец, снежная буря устроила им ловушку в скалистых горах Вайоминга.

Повторилось то же, что и в группе Доннера. Хотя мормоны застряли в горах не на полгода, а всего на пять недель, причем в последние три недели они получали помощь из Солт-Лейк-Сити, смертных случаев оказалось немало. И мужчин умерло втрое больше, чем женщин.

Всего от голода и холода погибло 68 переселенцев. Среди тех, кто был моложе 40 лет, мужчин оказалось вдвое больше, чем женщин, а среди тех, кому было за 40, — в 10 раз больше. С возрастом выносливость мужчин падала катастрофически, пишет Грэйсон в статье, которая вышла в «Журнале антропологических исследований».

На сей раз Грэйсон признает, что более высокая выживаемость женщин была обусловлена не только небольшим весом тела или удачным распределением жира. Мужчинам пришлось выполнять тяжелую работу и тратить очень много энергии, пишет он. Они охотились, рубили дрова, таскали тяжести. Это истощало их, угрожало их жизни. Но дело тут не столько в культурных традициях, сколько в той же биологии. Так уж мужчина устроен, что ему проще, чем женщине, выполнять задачи, требующие большой физической силы и чрезмерного расхода энергии и сопряженные с опасностью. С другой стороны, женщина, которой надлежит вынашивать и растить детей, должна легче переносить тяготы и лишения. Несмотря на то, что женщинам и девушкам приходилось наравне с мужчинами толкать тяжелые повозки, их чисто биологические преимущества помогали им выжить.

По Грэйсону получается, что мужчинам самой природой предназначено надрываться на тяжелой работе и подвергать себя опасностям. Оттого и жизнь у них короче, чем у женщин. Дело свелось к одному выводу, до которого додумывались и не копаясь в историях полуторавековой давности. Но почему же в странах или районах, где мужчины не подвергают себя никаким тяготам (и не усердствуют по части алкоголя и табака), заставляя женщин выполнять всю тяжелую работу, продолжительность их жизни все равно отстает от женской? Как была загадка, так пока загадкой и остается.