- Моя газета - https://mygazeta.com -

Иконопись. История и современность

Иконопись. История и современность [1]

По легенде, первым православным иконописцем был апостол Лука [2]. Но нарисовал он не Христа и его духовных братьев, а Богородицу. В качестве основы была взята доска обеденного стола из дома святого семейства. Почему именно Дева Мария? Все просто — не во всех религиях можно было рисовать мужчин, а христианство только-только зарождалось.

Наконец во 2 веке нашей эры, по мере того как религия обрастала историей и святынями, зародилась традиция рукотворного написания ликов святых. Но развитие жанр получил только к 4 веку, а самые старые иконы, дошедшие до нас, датируются шестым веком.

Многие не видят разницы между языческими и христианскими изображениями (к скульптуре и другим видам декоративно-прикладного искусства это тоже относится), но она огромна. Если языческие идолы и статуи — это прямое отождествление вещи с божеством, то икона в православии — это способ проникновения в горний, высший мир через предмет материального мира.

Первые иконы

Они были выполнены в технике восковой живописи, затем ее сменила темпера, а в 18 веке — масло.

В настоящее время по всему миру святыни можно найти в виде:

Второе рождение иконопись пережила в Византии. Именно там располагалось множество мастерских. Были мастера в Египте, Грузии и даже Эфиопии. Но наибольший расцвет иконописи пришелся именно на нашу страну.

Иконы в нашей стране

Первая мастерская в Киевской Руси датируется 9 веком. Судя по раскопкам, художник весь процесс изготовления иконы осуществлял сам:

Доски с ковчегом [3] известны примерно с 12 века, об этом свидетельствуют раскопки мастерской Олега Гречина в Нижнем Новгороде. Уже тогда икона состояла из пяти слоев:

Начиная с 14-15 века заготовкой досок занимались специальные мастерские (или отделения иконописных мастерских, как в наши дни). Для того, чтобы икона пережила века, — а самые древние, повторимся, датированы 6 веком и отдельные экземпляры пережили потопы, пожары, нашествия врагов, доска должна быть особым образом подготовлена. Далеко не всякое дерево подходило для этой цели. И его надо было очень хорошо высушить. Чтобы избежать прогиба иконы, доску составляли из 2-3 частей. По этой же причине внутри выдалбливалось специальное углубление — ковчег. Далее на доску наклеивали ткань — паволоку и наносили белый грунт или левкас.

Все, доска готова к нанесению изображения. Иконописцы делятся на личников (мастеров, которые рисуют лица) и доличников — тех, что рисуют все остальное.

После нанесения изображения икону покрывали олифой или лаком на масляной или смоляной основе.

А для защиты иконы можно закрыть ее окладом или поместить в мпециальный ящик — киот.

В наши дни технология почти не изменилась.