- Моя газета - https://mygazeta.com -

По карману или нет белорусский интернет?..

internet11 [1]

Наверняка, среди белорусских пользователей сети Интернет нет более актуальной темы, чем цены на доступ во Всемирную паутину. Обсуждение высоких тарифов и упреки в сторону национального оператора электросвязи РУП «Белтелеком» не прекращаются уже который год. Так, недавно некоторые СМИ обнародовали обращение частных провайдеров и сотовых операторов в Министерство связи и информатизации, где нынешняя ситуация иначе как катастрофической не называлась. Многие операторы говорили о сокращении числа своих работников, а некоторые и вовсе о закрытии бизнеса в Беларуси. В этой связи корреспондент БЕЛТА обратился за разъяснениями к регулятору отрасли — Минсвязи и генеральному директору крупнейшего коммерческого интернет-оператора ИП «Альтернативная цифровая сеть» (торговые марки «Атлант Телеком» и «Шпаркi Дамавiк»), заместителю председателя ассоциации «Белинфоком» Игорю Сукачу.

В Министерстве связи и информатизации подтвердили факт получения письма и проинформировали, что в настоящее время вопросы, поставленные в обращении интернет-провайдеров, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством. О результатах будет сообщено дополнительно. На вопрос, существуют ли финансовые проблемы у интернет-провайдеров, и если да, то какие, в ведомстве сообщили, что о наличии либо отсутствии таких проблем Минсвязи объективной информацией не располагает.

— Игорь Николаевич, расскажите, пожалуйста, с какой целью операторы направили обращение в министерство? И на какие основные проблемные вопросы обращено внимание в письме?
— В начале февраля текущего года мы провели рабочую встречу с руководством РУП «Белтелеком». Она прошла в деловой и продуктивной атмосфере. На встрече присутствовали как операторы передачи данных, так и сотовые операторы. Мы поделились нашими проблемами и пожеланиями. И стали ждать ответов. Ответы от РУП «Белтелеком» долго не приходили, и мы решили продублировать эти вопросы и направили новый запрос в Минсвязи. Так совпало, что ответы от национального оператора были получены в начале прошедшей недели, но письмо в министерство уже было отправлено.
В своем ответе «Белтелеком» проинформировал нас о снижении стоимости доступа в сеть Интернет для интернет-операторов на 25% с 20 апреля. Прозвучала информация об уменьшении тарифов на услуги аренды абонентских линий, правда, без конкретных цифр. Кроме того, существует одна проблема, понимание необходимости решения которой начинает появляться. Это, в частности, оплата провайдерами услуг национального оператора в валюте, а не в белорусских рублях. Получается нелогично, когда два резидента за услуги внутри одной страны рассчитываются в иностранной валюте. К тому же аналогичная услуга в соседних странах стоит в разы меньше. На наш взгляд, валютная составляющая расходов РУП «Белтелеком» на формирование услуг для операторов передачи данных не занимает доминирующего положения в калькуляциях. Мы предложили осуществлять все расчеты в белорусских рублях или разделить тариф на две услуги: оставить плату в валюте за канал, остальные сервисы оплачивать в рублях. Ответа на этот вопрос мы пока не получили. «Белтелеком» выставляет цены в долларах на основании постановления Министерства экономики от 1998 года. В тот период это, возможно, было оправданно, но сейчас…
Помимо этих основных вопросов, нами поднимаются и другие. К примеру, отсутствие возможности иметь доступные каналы до областей. Сейчас аренда канала из Минска в областные центры по цене сопоставима с арендой канала в Интернет. Обсуждалась и проблема пиринга. «Белтелеком» обещал решить этот вопрос, сделав пиринг (соглашение интернет-операторов об обмене трафиком между своими сетями, а также техническое взаимодействие, реализующее это соглашение — БЕЛТА) республиканским, а не только минским.

— Как отразится снижение стоимости доступа в Интернет для провайдеров на самих операторах и конечных абонентах?
— Это снижение возвращает нас на рынок конца декабря минувшего года. Таким образом, национальный оператор восстановил статус-кво. Хотя необходимо отметить, что «Белтелеком» никогда ранее не снижал тарифы сразу на 25%. Это решение было просто необходимо частным провайдерам для выживания и дальнейшего развития, хотя у мелких операторов ситуация остается серьезной. Уверен, что с клиентской базой в тысячу человек нечего делать на рынке. Абонентская база должна быть больше, чтобы бизнес был бизнесом, а не любительством. А на конечных пользователях нынешнее уменьшение тарифов отразится следующим образом: операторы смогут предоставлять своим клиентам новые возможности для подключения, формировать новые продукты.

— Можно предположить, что мелкие операторы уйдут с рынка передачи данных. Тогда рынок будет меняться. Возможны ли в этой связи слияния и поглощения одними компаниями других и не планирует ли ИП «АЦС» приобрести какого-нибудь оператора?
— Однозначно, рынок будет меняться. Если обрисовывать докризисную ситуацию и взять за пример Россию, то там слияния и поглощения носили спекулятивный характер. Компании приобретались с целью последующей продажи по более выгодной цене. Сейчас ни в одной стране речь не идет о приобретении бизнесов по спекулятивным ценам. Наша компания действительно рассматривает возможность приобретения провайдеров на белорусском рынке. Сейчас могу констатировать, что мы готовы приобрести другую компанию за реальные деньги и не с целью перепродажи.

— Зачем «Белтелекому» нужны частные провайдеры? Сколько национальный оператор может потерять в случае их ухода с белорусского рынка?
— Национальному оператору нужны конкуренты, поскольку они подстегивают его к более эффективной работе. Без конкуренции компания будет чувствовать себя слишком вольготно и в результате превратится в аморфную структуру. Также хотелось бы напомнить, что были обнародованы достаточно амбициозные планы:  подключить 1 млн. абонентов широкополосного доступа в Интернет. «Белтелеком» взял обязательство, что подключит 500 тыс., а кто еще 500 тыс. сделает? Нам, конечно, хотелось сделать своими абонентами значительную долю из оставшихся 500 тыс. человек, и подобные планы были. Экономическая ситуация несколько изменила наши подходы, но стремления оставила в силе.
Касаясь второго вопроса, хочу отметить, что только по итогам прошлого года ИП «АЦС» более 50% выручки перечисляет национальному оператору в виде различных платежей. Причем в портфеле тарифных планов у нас нет дешевых предложений, к примеру за Br30 тыс. У нас по сравнению с «Белтелекомом» тарифные планы дороже, ARPU (показатель, используемый телекоммуникационными компаниями и означающий среднюю выручку в расчете на одного абонента — БЕЛТА) выше. Таким образом, 50% от выручки — неплохая сумма. При этом «Белтелеком» не несет никаких дополнительных расходов — просто предоставляет возможность. Это супервыгодный бизнес для «Белтелекома» в нынешних условиях, и относиться к нам как к конкурентам — некорректно, скорее — как к партнерам.

-Хочется вернуться к самому популярному среди пользователей сети вопросу: почему Интернет в Беларуси все-таки дорогой? Как и за счет чего формируется стоимость доступа?
— Цепочка формирования стоимости везде одинакова: есть оптовый поставщик, который в этой цепи на единицу продукции снимает наименьшую маржинальную прибыль, а наибольшую снимает тот, кто работает с конечным абонентом. Однако в телекоммуникационной отрасли Беларуси, в частности в передаче данных, все наоборот. Существует оптовый поставщик — РУП «Белтелеком», который в цепи создания стоимости забирает себе 50%. Это ненормально, поэтому в данных условиях ожидать, что у розничного продавца цены будут дешевле, не стоит.
Помимо этого, важная составляющая цены — контент. Почти все используемые абонентами ресурсы находятся за пределами страны. Конечно, сейчас начался процесс, когда они появляются и в республике, однако белорусскому пользователю проще пойти на зарубежные ресурсы, нежели найти подобные внутри республики. Ярким примером являются файлообменные сети, такие как torrents.ru. Это нонсенс, чтобы россиянин пошел искать нужные ему видео- или другие данные на иностранный торрент, не поискав у себя. У нас все сразу направляются на зарубежные ресурсы, в то время как в Беларуси также есть свой торрент-трекер. Соответственно, стоимость также увеличивается, поскольку это внешний канал, который значительно дороже внутреннего.
Кроме того, белорусскому сегменту передачи данных присуща еще одна черта: почти одинаковые тарифы для корпоративных и домашних клиентов, что недопустимо в других странах, где в домашнем сегменте тарифы действительно низкие. Они существуют именно за счет высоких тарифов для корпоративных пользователей. Однако сейчас многие провайдеры, в частности РУП «Белтелеком», поняли, что от такой практики нужно отходить.

— Откажутся ли белорусские провайдеры от формирования тарифных планов для абонентов в зависимости от трафика?
— Все упирается в стоимость канала. Когда он будет стоить как в близлежащих странах, то мы совсем уйдем от понятия «трафик». С другой стороны, за нелимитированный доступ в Интернет клиенты должны быть готовы платить определенную сумму, и это не Br30 тыс.

— Когда, на ваш взгляд, «Белтелеком» перестанет быть монополистом, и от чего это в основном зависит?
— Подвижки в этом направлении были, когда в прошлом году одобрили изменения в закон об электросвязи. Однако закон не прошел и был отклонен с резолюцией: несвоевременность. Если ничего не делать в этом направлении, то несвоевременность будет всегда. Должны быть шаги, которые приведут к тому, что в какой-то момент это станет своевременно. Но пока я не чувствую, что в ближайшее время ситуация изменится. У «Белтелекома» есть очень серьезный аргумент — стоимость услуг голосовой телефонной связи. Компания неоднократно выходила с предложением о повышении абонентской платы, но понимания не находила. В результате девальвации ситуация только усугубилась: местная телефонная связь стала еще более убыточной, чем ранее.

— Все частные интернет-операторы Беларуси пользуются инфраструктурой монополиста. Планируют ли провайдеры строить свои сети, и какие планы на этот счет есть у ИП «АЦС»?
— Прокладывать параллельно с РУП «Белтелеком» инфраструктуру ADSL, наверное, не имеет смысла. Имеет смысл делать что-то другое, что отличается по каким-то параметрам и может стать некоторым конкурентным преимуществом. Один из примеров — Ethernet-сеть (пакетная технология компьютерных сетей, преимущественно локальных — БЕЛТА). Ряд операторов планировал идти в этом направлении. Однако для этого нужно как минимум иметь разрешение Мингорисполкома на строительство таких сетей. Приблизительно два года назад Мингорисполком создал комиссию, которая была призвана выдавать такие разрешения. Но за два года ни одного  разрешения не было выдано. А выданные ранее были отозваны. Фактически сейчас мы имеем возможность строить только на прямых договорах с кондоминимумами ЖСК. Таким образом, у нас появляется не сплошная застройка, а точечная.
Такие инвестиции являются не очень эффективными, поэтому мы намерены параллельно с национальным оператором строить сети Ethernet. Мы будем создавать эту инфраструктуру независимо от присутствия в районах или домах других операторов. По данной технологии монополии не должно быть. Конечно, в последние два месяца денежный поток сократился, темпы строительства немного снизились, но не остановились. Я убежден, что после 20 апреля у нас появятся новые возможности.

Елена СОЛОНЕНКО

БЕЛТА