Драгоценные камни – холодная красота
Драгоценные камни привлекали людей во все времена. Они таят в себе загадки мистические и порой даже детективные. С древних времен...
Опубликовано в Воскресенье, 13-го Мая, 2012.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Крым / Мангуп-Кале / Пещерные города / Феодоро / Чуфут-Кале
Посещение «пещерных» городов Крыма — отличная возможность совместить свой отдых и туризм на полуострове. Византийские монастыри, которые были древними еще во время присоединения Крыма к России в 1783 году, расскажут о тех страницах истории Украины, о которых не учат в школе.
Название «пещерных» укрепленные городища на крымских плато получили только в начале XIX века. Именно в это время первые исследователи и путешественники посетили уже оставленные жителями крепости и укрытия. Выбитые в скалах пещерные сооружения вспомогательного характера — кладовые, казематы, культовые сооружения — были ими приняты за жилища, потому города и получили название «пещерных». На самом же деле люди обитали в деревянных и каменных пристройках, которые уже разрушились и заросли кустарником.
От аланов до караимов
История — логичный, взаимосвязанный процесс. Стоит развязаться какой-то войне, и уже через сто лет можно будет наблюдать ее отголоски в истории почти каждого государства. Так, иконоборческое движение в Византии в VIII веке, казалось бы, не влиявшее на историю Украины, тем не менее, значительно повлияло на историю Крыма. Христианские монастыри того времени сосредоточили в своих руках крупные земельные владения, и византийский император Лев III Исавр, объявив войну почитателям икон, тем самым стремился сломить экономическое могущество церкви.
Преследования властей вызвали бегство монахов-иконопочитателей на окраины Византийской империи, в частности, в Крым, где они и основали ряд «пещерных» монастырей.
Да и крестовые походы на Византию оказали свое влияние. После победы войск папы Иннокентия III и разорения Константинополя несогласные с новой властью жители перебрались на Тавриду и основали здесь княжество, названное именем аристократа из армянского рода Гаврасов — Феодоро. Разные источники утверждают, что Феодор II Гаврас сам являлся основателем княжества, другие же — что основателем был его племянник Константин.
Столица княжества с одноименным названием Феодоро располагалась на обширном плато, ныне — Мангуп-Кале. Князья Феодоро недолго властвовали на территории Крыма: уже в конце XIV века во время священной войны против крестоносцев — Джихада — татары разгромили Мангуп и прилегающие крепости, руины которых можно посмотреть и сейчас.
С присоединением Крыма к России многие монахи объявили себя приверженцами новой власти, и началось постепенное восстановление раннехристианских монастырей, теперь называемых «пещерными». Но города уже не были заселены никогда.
Тропами Кырк-Орского княжества
На данный момент насчитывается около 15 «пещерных» памятников архитектуры. Их осмотр удобно начинать от Бахчисарая, на окраине которого расположены сразу два из них. На расстоянии получаса ходьбы от Ханского дворца на восток находится Успенский монастырь, ныне действующий и очень популярный среди туристов. Широкую лестницу, вырубленную в скале и ведущую ко входу в храм и кельи, иногда называют «Лестницей Гамлета», поскольку она увековечена в фильме Григория Козинцева «Гамлет».
Слева от дороги, напротив Успенского монастыря, возвышается пещерный город Чуфут-Кале, один из наиболее посещаемых объектов. Эта поздняя постройка, основанная в Х веке, упоминается в письменных источниках XIII века под названием Кырк-Ор (Сорок укреплений). Первыми обитателями Чуфут-Кале считаются аланы — племена иранского происхождения, а в 1299 году татарская орда эмира Ногая захватила город и разместила в нем свой гарнизон, уничтожив почти всех жителей.
В XIV-XV веках татары поселили здесь караимов — потомков древних хазар, принявших иудейскую религию. Татары считали караимов евреями, поэтому за городом закрепилось название Чуфут-Кале — «Иудейская крепость». После ухода татар караимы жили здесь еще около 200 лет, покинув свои дома только с включением Крыма в состав России и расселившись по всей территории империи. Многие из них стали жить в Бахчисарае, Евпатории и других крымских городах, а Чуфут-Кале опустел к середине XIX века — последним из пещерных городов. Три городские улицы ведут к гробнице Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша. Вдоль улиц сохранились фундаменты древних зданий, а у южного обрыва расположены кенасы — караимские молитвенные дома. Недалеко от кенас находилась типография, созданная в 1731 году — первая в Крыму. Здесь печатали книги на древнееврейском и караимском языках. Последняя книга была отпечатана в 1805 году, после чего типографию перенесли в Евпаторию.
Легенда о Джаныке
Мавзолей Джаныке-ханым, датированный 1437 годом — одна из наиболее хорошо сохранившихся построек на территории Чуфут-Кале. Джаныке была женой эмира Едигея и персонажем нескольких легенд. Согласно одной из них, во время осады города она всю ночь носила воду из потайного колодца по подземному ходу, который был настолько узок, что никто, кроме нее, не мог по нему пробраться. Наутро обессиленная Джаныке умерла. В 2001 году спелеологи обнаружили и расчистили часть подземного хода, упирающегося в колодец, расположенный за пределами Чуфут-Кале. Если другая часть хода выводит на плато, то эта история действительно могла быть правдой.
Пещера Барабан
Мыс Тешкли-бурун на Мангупе со всех сторон испещрен окошками внутренних помещений, за что и получил название Дырявого. Спустившись по каменной лестнице к комплексу пещер, можно найти пещеру Барабан — Барабан-коба. Одна из версий ее названия заключается в следующем: при ударе ладонью по столбу, который поддерживает потолок, возникает гулкий звук, схожий со звуком барабана, и наполняет все помещение. В этой же комнате по периметру стены вырублены входы в пять маленьких комнат с лежанками. Иногда помещение принимают за тюрьму, хотя письменные источники утверждают, что тюрьма Феодоро находилась под землей, возле донжона — главной башни средневекового замка, — да и вообще, знатных пленников предпочитали держать в Чуфут-Кале.
Крепости феодоритов
Монастырь Челтер-Коба и Сюйреньская крепость находятся рядом, к тому же их посещение можно совместить с походом на Мангуп — древнюю столицу Феодоро. На подступах к вершине мангупского плато, в балке Табана-дере (Кожевенный овраг), сохранились остатки караимского кладбища. Сквозь зеленый кустарник то тут, то там проглядывают каменные одно- и двурогие иудейские надгробия, отмеченные инвентаризационными номерами.
Цитадель правителей Феодоро — сердце княжества — находится на мысе Тешкли-бурун. Цитадель отгораживала мыс с административными и культовыми постройками от остальной территории города.
Путешественники XIX века еще видели здесь крепость, нам же остались только руины. Говорят, с развалин цитадели можно увидеть море, но мне это так и не удалось, хотя небо было ясным.
Закончить путешествие советую в Инкермане (в переводе с тюркского — Пещерная крепость), осмотрев замок Каламиту (западный порт княжества Феодоро) и Инкерманский пещерный монастырь, а отсюда до Севастополя — рукой подать.