Создатель брендов Invite, «Быстров» и Velle Сергей Выходцев задумал превратить глухие берега Байкала в туристическую Мекку. Вот только потенциальным инвесторам новый проект пока напоминает азартную игру.
Для предпринимателя Сергея Выходцева развитие венчурных проектов уже давно вошло в привычку. В начале 1990-х именно с его легкой руки добрая половина российских граждан покупала растворимые напитки Invite, спустя 10 лет ела каши быстрого приготовления под говорящим брендом «Быстрое», а в последние годы приучалась к новомодным овсяным продуктам Velle. Теперь у него другая идея — создать на диких берегах Северного Байкала масштабный туристический комплекс с приставкой «эко». Бизнесмен даже оригинальное название придумал — «Побег в чистоту» — и рассчитывает, что в 2018 году на море-озеро устроят побег около 150 тыс. туристов. Правда, прежде придется убедить в жизнеспособности проекта инвесторов и государство. И сделать это будет не в пример тяжелее, чем раньше. Мало того что, кроме потрясающих пейзажей и гигантских слепней, на месте будущего курорта нет ровным счетом ничего, так еще и относительно быстро добраться туда сегодня можно лишь на перекладных.
АКТ ВЫБОРА
Байкальская история Сергея Выходцева началась в 2001 году, когда он впервые увидел самое глубокое озеро в мире и, по его признанию, буквально заболел местными красотами. С тех пор поездки к одному из главных чудес природы стали регулярными, причем больше других предпринимателю полюбились малообжитые северные берега Байкала. Над превращением нового увлечения в бизнес-проект он задумался после знакомства с первым президентом Республики Бурятия Леонидом Потаповым, которое, может, и не состоялось бы без участия известного телеведущего Николая Дроздова. Планы развития этих благодатных земель и создания там рабочих мест глава региона вынашивал давно и подыскивал подходящего управленца. Встреча прошла на редкость успешно: правительство Бурятии выделило бизнесмену и его товарищам в «подшефные» глухую Кумору вместе с куском тайги и озерами общей площадью 314 га. Договорились с местными жителями, пригласили реставратора для воссоздания традиционного сибирского поселения, основали небольшую конеферму -на все ушло примерно 350 тыс. евро.
Посетителями Куморы Сергея Выходцева стали преимущественно сотрудники его фирмы Velle, поэтому о какой-либо прибыли говорить не приходилось. И предприниматель вспомнил об опыте работы в туристической сфере: на заре своей деятельности он организовывал для россиян сафари в Зимбабве. «Мы просчитали возможные сценарии и убедились, что добыча полезных ископаемых не дает столько выручки на один квадратный метр, сколько может обеспечить туризм», — рассказал бизнесмен в беседе с корреспондентом. В 2008-м он зарегистрировал компанию Organic Escape и разработал проект многофункционального комплекса «Побег в чистоту», который должен разместиться вблизи Северобайкальска. Еще один земельный участок — теперь на 850 га — также удалось получить во многом благодаря дружественным отношениям с местными чиновниками: в прошлом году он был предоставлен в аренду ОАО «Байкал ЭкоТуризм» (совместное предприятие Organic Escape и правительства Республики Бурятия) на период строительства. В распоряжении Сергея Выходцева оказалась территория с очень приблизительно обрисованными границами, без каких-либо дополнительных условий. Впоследствии предполагается передать часть этих земель инвесторам под конкретные проекты либо в собственность, либо в аренду.
Итак, что же обещает туркомплекс «Побег в чистоту»? Если верить бизнес-плану Сергея Выходцева, к 2018 году на 27 площадках должны расположиться термальные курорты, SPA-отели, грязелечебные центры, этнопарки, гостиничные резиденции и охотничьи замки общей площадью 84 тыс. кв. м. Масштабное освоение территории потребует колоссальных вложений, которые в перспективе семи лет приблизятся, по самым скромным оценкам, к 11 млрд рублей. Большую часть этих денег (7 млрд) планируется получить от частных инвесторов, еще 2,2 млрд выделят из федерального бюджета и 116 млн даст Республика Бурятия. Наконец, 1,6 млрд рублей будут привлечены в виде кредитов и займов. Сейчас процент поступлений от каждого участника проекта пересматривается. Впрочем, замечает г-н Выходцев, эти финансовые перипетии не повлияют на всю сумму заявленных инвестиций. Она останется прежней — 11 млрд рублей.
СЛОВО И ДЕЛО
Замысел, вне всякого сомнения, грандиозный и красивый. Весь вопрос в том, насколько он реализуем. Пока на месте задуманного экокомплекса нет ничего, кроме живописного берега озера. В ближайшие пару лет, говорит инициатор проекта, стартует строительство первого объекта — трех- или четырехзвездочного отеля «Тыя», вложения в которое составят около 10 млн евро. Он станет не просто первой ласточкой, но и — вместе с уже упомянутым этнокурортом Кумора — наглядным аргументом для сомневающихся инвесторов. Ведь частный капитал, согласно бизнес-плану, должен обеспечить две трети необходимых для реализации проекта средств. Сергей Выходцев хочет привлечь к воплощению своей идеи в жизнь начинающих предпринимателей: именно для них он вместе с известными бизнесменами (Андреем Коркуновым и Олегом Тиньковым) в 2009 году создал бизнес-инкубатор «Точка входа».
Однако даже уже обустроенный этнокурорт и один новенький отель едва ли смогут перевесить существующие минусы. «Сегодня популярностью пользуются в основном туры из Иркутска к южным берегам озера — в Листвянку, Байкальск и на остров Ольхон. Север Байкала, несмотря на живописную природу, пока проигрывает по числу туристов, в первую очередь из-за трудностей с транспортом», — подчеркивает коммерческий директор фирмы Astravel Алексей Ярошевский. Прямых авиарейсов из Москвы до Северобайкальска нет, поэтому приходится делать пересадку в Улан-Удэ или Иркутске, объясняет он. Есть, правда, прямое железнодорожное сообщение, но не каждый готов тратить семь-восемь дней отпуска лишь на дорогу. Несколько раз в неделю из Иркутска в Северобайкальск ходит катер «Комета», однако это малонадежный вариант, поскольку рейсы часто отменяют из-за штормов. Но и транспортная удаленность — еще полбеды: гораздо больше вопросов вызывает отсутствие необходимой инфраструктуры, в том числе развитых электросетей. Ее создание обернется уже космическими тратами.
Сергей Выходцев уповает на помощь государства и отмечает, что его проект изначально основан на принципе «два рубля инвестиционных денег на один рубль бюджетных». Работы Organic Escape будут вестись в рамках развития зоны экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа «Северобайкалье», созданной в июле 2010 года правительством Бурятии. Теоретически это подразумевает госгарантии и льготное банковское кредитование, а также возможность не платить налог на имущество в течение 10 лет. Однако, как показывает практика, слова чиновников подчас расходятся с делами. Так, группа компаний «Метрополь» в настоящее время строит на берегу Байкала туристический центр «Метрополия», создание инфраструктуры для которого должно было спонсировать государство. «Из-за задержек с финансированием во второй половине прошлого года в связи со сменой руководства в госкомпании ОАО «Особые экономические зоны» [заказчик строительства инфраструктуры ОЭЗ «Байкальская гавань».] мы были вынуждены сами оплатить часть работ», — сообщил директор по международным, региональным и общественным связям ИФК «Метрополь» Баир Цыренов. Неудивительно, что и Organic Escape постигла аналогичная участь. Правительство Бурятии отказалось начать финансирование проекта в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории в 2011-2020 годы» в нынешнем году, как было оговорено ранее, пообещав сделать это только в 2014-м. А речь идет о серьезных инвестициях: программа предусматривает выделение 70 млрд рублей на мониторинг состояния Байкала, поддержание чистоты окружающей среды и возведение туристических объектов на берегу озера.
ЛОВИСЬ, ТУРИСТ
Несмотря на возникшие сложности, глава Organic Escape полон оптимизма и утверждает, что даже потеря для компании половины обещанных государственных денег не сможет убить проект. Предприниматель уверяет потенциальных партнеров, что уже после запуска первых гостиничных объектов в 2012 году экокурорт посетят чуть более 20 тыс. туристов. Комфортабельные отели и кемпинги будут ориентированы на самую щедрую публику -состоятельных романтичных путешественников, каковым является и сам г-н Выходцев. Чтобы насладиться полным уединением плюс уютом и комфортом на территории «Побега в чистоту», придется заплатить от 1 тыс. евро в сутки. Самый бюджетный вариант обойдется в 500 рублей, но и комната окажется соответствующей. По словам инициатора проекта, богатых туристов будет менее четверти от общего потока, но именно они принесут основную прибыль комплексу. Остальную часть будущих гостей он красиво именует «экономический балласт». «Они будут обеспечивать оборот проекта», — поясняет предприниматель.
В 2018-м, по оценкам Organic Escape, посещаемость «Побега в чистоту» должна увеличиться до 150 тыс. человек в год. Эти цифры вполне реальны, считает гендиректор компании Hospitality In. Comm Елена Лысенкова, если учесть, что «соседняя» ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае за 10 месяцев 2010 года смогла принять более 176 тыс. отдыхающих. И если прогнозы по проекту Сергея Выходцева оправдаются, то при средней стоимости туристического дня в 450-600 долларов годовая выручка анонсированного комплекса составит от 607 млн до 810 млн долларов.
Правда, сам формат экокурорта у нас еще недостаточно проверен временем, и неизвестно, будет ли он востребован на Северном Байкале, рассуждает директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова. Сегодня далеко не каждый состоятельный россиянин решится променять тур к ледникам Огненной Земли на путевку до Байкала, которая, кстати, подчас обходится дороже. «Экзотики за рубежом не меньше, чем в России, и те же транспортные расходы, но инфраструктура на Байкале в разы проигрывает той, что вблизи озера Виктория или вокруг ледников Эль-Калафате», — уточняет Алексей Ярошевский. А все дополнительные услуги (егерь, гидросамолет и т.д.) — факторы, которые здорово увеличивают стоимость и без того недешевого тура. Словом, поверить в массовое паломничество наших соотечественников на Байкал трудно. Иностранцы же не готовы к российской неорганизованности, напоминает г-н Ярошевский. «Они не могут понять, почему самолет не полетел, а корабль не поплыл, почему запил капитан, почему пограничники не дают разрешение на въезд, хотя о поездке было известно заранее», — грустно улыбается он.
Видимо, как раз во избежание подобных недоразумений Сергей Выходцев решил объединить в проекте различные ресурсы, в том числе местного туроператора «Байкальские приключения» и перевозчика «Бурятские авиалинии». «Клиент сейчас предпочитает покупать пакет ус луг, что позволяет ему экономить время и деньги», — отмечает начальник отдела внутреннего и въездного туризма компании «Трансаэро Тур» Елена Клименко. Кроме того, объединение перелета, трансфера из аэропорта до места, проживания и питания в одном пакете может существенно повысить доходность бизнеса по сравнению с продажами отдельных услуг, добавляет она. «Поток в 150 тыс. туристов можно получить за два-три года, столько же времени требуется на создание инфраструктуры и возведение объектов. Так что в конечном счете все зависит от продуманности проекта, — полагает гендиректор компании «Байкальские приключения» Анатолий Казакевич. — До сих пор на Байкале строили хаотично: инвестор покупал 20-30 соток земли и сооружал свой комплекс, не задумываясь о мелочах — от качества подготовки персонала до гармонии застройки. «Побег в чистоту», пожалуй, первый проект, руководители которого ищут конкретного партнера под каждый участок, но развиваться территория будет в русле общей концепции». Он сообщил, что в прошлом году его компания в рамках нового проекта организовала несколько «инвесттуров» для потенциальных партнеров, но о результатах поездок умолчал.
ТРОЙКА, СЕМЕРКА…
Итак, в лучших традициях венчурного бизнеса Сергей Выходцев предлагает инвесторам сыграть в русскую рулетку. С одной стороны — заманчивые перспективы, с другой — удаленное северобайкальское эльдорадо с его минусами в виде неразвитой инфраструктуры, перебоев с электричеством и прочих «радостей». Для претворения идеи в жизнь создателю «Побега в чистоту» придется решать сложные задачи. Важнейшей из них, по мнению директора департамента жилой недвижимости компании Chesterton Екатерины Тейн, является разработка грамотного и продуманного бизнес-плана. «Доходность проекта должна превышать 15% в отличие от средних 6-7%. Северный Байкал — это большой риск для бизнеса, и если вдруг процесс не пойдет, то кому его продать, когда спроса нет?» -вопрошает эксперт. Пока анонсированный отель, продолжает она, представляет собой лишь вырытый котлован, продать его кому-то будет практически невозможно: в лучшем случае это получится года через три, когда можно будет проследить эффективность денежного потока. К тому же необходимо учесть, что вложения в экоотель значительно выше, чем в обычную гостиницу . «Тут важны не только экологически чистые строительные материалы, но и любая деталь — вплоть до ковра и занавесок из натуральных тканей, которые стирают экопорошком», — добавляет Ольга Широкова.
По расчетам Сергея Выходцева, срок окупаемости первых объектов «Побега в чистоту» составит около трех лет. «Впрочем, если государство не профинансирует строительство дороги, очистных сооружений и канализации, то он может растянуться и на 25», — признает он. Эксперты, кажется, скорее склоняются ко второму варианту развития событий. «Три года — таков срок окупаемости отдельных гостиниц , ранчо, конных клубов, — говорит Елена Лысенкова. — Более масштабные проекты, например создание этнического парка, могут выйти на самоокупаемость только через 18-20 лет, что за пределами экономической эффективности. Не всякий инвестор готов ждать так долго». Поэтому, если амбициозный предприниматель реализует хотя бы половину задуманного, это уже будет большой удачей.