В числе первых заявителей на получение гражданства Мальты по программе для индивидуальных инвесторов есть россияне
Лондон, 04 марта 2014 года – первые 13 заявок на получение мальтийского гражданства по программе были поданы в понедельник, 3...
Опубликовано в Понедельник, 12-го Сентября, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Земля / Перенаселение / Экология
Перенаселение, экологический кризис, гибель цивилизации и деградация. Кроме эмоций и веры — в плохое либо в хорошее — есть ли разумные основания ждать гибели или спасения?
Джаред Даймонд, американский эволюционный биолог и физиолог, рассматривает несколько десятков случаев столкновения изолированных цивилизаций с кризисом. Разбирает каждый пример по косточкам: что способствует поражению, что — успеху и выживанию.
Первая история — про остров Пасхи. В X веке люди попали на одинокий, покрытый лесами остров в океане, прибрежные воды которого были богаты рыбой и морским зверем. Кланы соревновались в возведении все более мощных статуй. К XV веку все леса были сведены, не стало древесины для постройки лодок, не стало рыбалки, началось выветривание, почва теряла плодородность. Строительство гигантских изваяний сошло на нет, утратились многие цивилизационные навыки, население быстро сокращалось, принялось есть крыс и перешло к каннибализму.
Следующая история — про Питкэрн и Хендерсон. Острова были заселены полинезийцами в IX веке. И это последний результат расселения человека как вида: 200 тысяч лет назад из Африки отправились первые люди, расселялись по планете, более 12 тысяч лет назад попали в Америку — и тысячу лет назад добрались до самых удаленных островов Тихого океана. На крошечных островках жили десятки или сотни человек, и в XV–XVI веках, с прекращением регулярных торговых связей с другими островами Полинезии, население вымерло. Не более двух-трех поколений, не более ста лет продержались в изоляции жители островов, даже не подозревавшие, что они не одиноки во Вселенной.
Автор рассматривает и историю анасази, цивилизацию индейцев на юго-западе США, пережившую катастрофу в XIV веке. Люди жили тут довольно давно, но к ХI веку окончательно свели леса в горных долинах. Они строили многоэтажные дома, и с ростом плотности населения эти города, жители которых не производили ничего существенного, стали местом потребления привозимых издалека ресурсов. Население росло, почвы были смыты из-за особенностей дренажной системы, а крестьяне стали питаться крысами, мышами и друг другом. В результате перенаселения и голода начались войны и мятежи, и общество погибло.
На юге полуострова Юкатан майя извели все леса, из-за чего природа сделалась особенно чувствительной к засухе. Внутренние конфликты, перенапряжение внутренних ресурсов для строительства мегасооружений привели к войнам и голоду. И люди, бросив города, ушли оттуда, а новый расцвет случился уже на окраинах бывшей империи.
Автор рассматривает и историю викингов в Гренландии. Почти пять веков существовавшие там колонии постепенно вымирали, а около 1350 года произошло и вовсе странное событие — все жители Западного поселения исчезли, и до сих пор нет более или менее подходящего объяснения этой тайне. Окончательно поселения обезлюдели к началу XVI века — в 1540 году команда пришедшего из Исландии корабля уже не обнаружила ни одной живой души и в колонии Восточного поселения.
По мнению Даймонда, гибель древних обществ обычно связана с уничтожением лесов — строительного материала и энергетического носителя, «железа и нефти» того времени. Общая же причина катастроф в том, что люди принимали решения, оправданные и эффективные в краткосрочной перспективе, но оказавшиеся ошибочными в стратегическом плане.
Готовый поверхностный аргумент на ряд приведенных автором примеров: «Я верю в разум, люди умны и обязательно придумают выход из положения», и сейчас, мол, не каменный век. Но не надо забывать, что способность разрушить природную среду с тех пор неимоверно увеличилась, а создать заново — почти не изменилась.
И Даймонд иллюстрирует это в своем исследовании: вот были люди, такие же, как мы, столь же умные и озабоченные своими делами; и вот как у них все происходило; и вот чем кончилось. И оказывается, дело не в технологиях, а в обществах: могут ли они остановиться, не истребив себя, когда опасность уже видна? Ведь сегодня, например в Исландии, «степень повреждения человеком окружающей среды больше, чем в какой-либо стране Европы», а в современной Руанде очевидна связь между геноцидом и чрезмерным ростом населения, разрушением природной среды и голодом. Показательный пример в этом смысле — пара государств: Гаити и Доминиканская Республика. Один остров, изначально одна природная среда — и совершенно разный результат развития.
Разбирает Даймонд и несколько историй успеха: общества внутренних областей Новой Гвинеи, существующего уже более семи тысяч лет и не повредившего необратимо свою среду обитания, и крошечного островка Тикопия, где вот уже более полутора тысяч лет удается избежать перенаселения. Приводит положительные примеры управления природной средой: так, Япония, и без того на 80% покрытая лесами, их площади все увеличивает (для сравнения: в Китае лесом занято только 16% территории, а данные по обезлесению Австралии, приведенные в книге, поражают воображение).
По мнению автора, есть неблагоприятные для цивилизаций факторы и благоприятные. Нам же надо правильно понять природную среду, верно выбрать экономическую стратегию и, несмотря на трудности, твердо ее проводить — и тогда может повезти.
Джаред Даймонд приходит к выводу, что человечество стремится к коллапсу (занимается саморазрушением) по пяти направлениям: вражда с соседями, потеря связей с дружественными торговыми партнерами, разрушение среды обитания, изменение климата и отношение общества к окружающей среде. Общество считает важным одно направление развития и специализируется на нем, а опасность приходит откуда не ждали: коллапс всегда начинается незаметно.
А что обычно помогает? Как всегда: разум и воля, жесткое сдерживание.