В ноябре 2009 года Госдума приняла закон об энергосбережении, и вскоре тогдашний президент РФ подписал Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Дмитрий Медведев тогда вполне афористично заявил, что энергосберегающие лампы — революционная вещь. Новый закон определил с 2011 года запретить продажу и производство ламп накаливания мощностью 100 ватт. К 2012 году планировалось запретить оборот ламп накаливания мощностью 75 ватт, а к 2014 году вовсе отказаться от правнучек «лампочек Ильича».
Правительство РФ немедленно начало разъяснительную работу среди населения, втолковывая гражданам, чем выгодны энергосберегающие лампы в материальном и энергетическом плане.
По словам Дмитрия Медведева, такие разъяснительные работы были крайне необходимы, так как если просто запретить использование 100-ваттных ламп накаливания, население сможет еще лет 50 использовать 75-ваттные.
А отчего бы, спрашивается, их не использовать, если обычная лампочка стоит 10–12 рублей, а энергосберегающая — 100–200 рублей, да еще дает не всегда приятный свет и — по слухам — вредна для здоровья?
Так что в ответ на решения правительства российский народ оживился, и в интернете стало появляться все больше методик восстановления ламп накаливания, а заодно и сгоревших компактных люминесцентных ламп.
В США закон о замене традиционных ламп накаливания был подписан в конце 2007 года. Полностью такие лампочки исчезнут из американских магазинов в 2014 году. Осенью прошлого года в 27 странах Евросоюза «революция» тоже началась: там была запрещена продажа 100-ваттных электролампочек, а все их запасы должны быть изъяты с прилавков магазинов. Как было подсчитано, подобная стратегия энергосбережения поможет экономить в год на электричестве одной среднестатистической семье 50–166 евро.
Но и в Европе эта программа вызвала недовольство некоторых граждан. Например, в Германии лампы накаливания были скуплены буквально за несколько часов после того, как об их запрете сообщило правительство. Многим людям не нравится холодный свет энергосберегающих ламп, к тому же они стоят дороже ламп накаливания, при этом довольно часто работают не три года, как положено, а гораздо меньше.
Впрочем, нашему народу закон не писан: поначалу из продажи действительно исчезли «стоваттки», но на смену им немедленно появились «девяностоваттки», а потом и вовсе стало ясно, что никто в России к 2014 году не планирует отказываться от лампочек накаливания, поскольку их как продавали, так и продают на каждом шагу. И в этом есть определенный глубинный смысл, если по опыту все мы знаем, что купленная новомодная энергосберегающая лампочка может перегореть и через год, и через месяц, несмотря на все уверения в ее надежности.
Свет из трубки
Если начинать разбираться, то энергосберегающими лампами мы называем лампы люминесцентные — это аналог офисных «трубок дневного света». В принципе, это та же трубка, свернутая в спираль или змейку и наполненная парами ртути. На стенки трубки нанесен люминофор. Пары ртути под действием электрического разряда начинают излучать ультрафиолетовые лучи, а те в свою очередь заставляют нанесенный на стенки трубки люминофор излучать свет.
Положительные характеристики энергосберегающих ламп следующие:
Большой срок службы. Декларированное время 10–12 тысяч часов (средний показатель — 7000 часов). У обычных ламп срок службы составляет максимум 1000 часов, а средний показатель колеблется в районе семи сотен.
Низкое потребление электроэнергии. Везде пишут, что такие лампы потребляют в пять раз меньше электричества, и если вы пользуетесь «лампочкой Ильича» в 60 Вт, то от энергосберегающей лампы мощностью в 12 Вт вы получите такой же уровень освещения. Хотя, возможно, и эти показатели слегка завышены.
Заводская гарантия на люминесцентные лампы. Для обычных ламп накаливания никакой гарантии вообще не существует.
Расположенная в цоколе аппаратура устраняет стробоскопический эффект и обеспечивает стабильный световой поток, устраняя тем самым эффект усталости глаз при работе. К тому же эти лампы практически не нагреваются.
Но есть у таких ламп и минусы.
Высокая стоимость: цена одной энергосберегающей лампы колеблется от 50–100 рублей за экземпляры китайского и российского производства и до 150–200 рублей за более качественные изделия.
В трубке содержатся пары ртути, поэтому разбивать такую лампу категорически не рекомендуется. Цокольная часть люминесцентной лампы слегка больше, чем у традиционной, поэтому она может не везде красиво смотреться. Не всем нравится сам оттенок света, излучаемый такой лампой: от обычной лампы он слегка желтоватый, так сказать, «теплый», а эти лампы излучают чаще всего белый свет, и не каждому глазу он покажется комфортным.
К тому же лампочки нового поколения излучают более интенсивный свет, нежели обычные. По данным Британской ассоциации дерматологов, от этого могут пострадать прежде всего люди с повышенной светочувствительностью кожи. Как утверждают ученые, использование энергосберегающих ламп может нанести вред человеку, имеющему кожные заболевания, и привести к раку кожи, а также вызвать мигрень и головокружение у людей, страдающих эпилепсией.
Многие эксперты склоняются к мнению, что новые лампочки российского производства значительно лучше сделанных в Китае. Но проблема пока в том, что делают их у нас не так много. Поэтому вполне резонно, что и Дмитрий Медведев отметил, что необходимо решить вопросы по массовому производству и снижению стоимости энергосберегающих ламп.
Светить не всегда, но везде
Кстати, пора разобраться с еще одним видом энергосберегающих ламп, которые для России в ближайшие годы вряд ли будут интересны. Светодиодное освещение— одно из перспективных направлений технологий искусственного освещения, основанное на использовании светодиодов в качестве источника света. Но основной недостатоксветодиодных ламп — их высокая цена, в 50–100 раз выше, чем у обычной лампы накаливания. К тому же мощные осветительные светодиоды требуют внешнего радиатора для охлаждения, такой большой радиатор не только удорожает конструкцию, но и с трудом может быть вписан в формат бытовых осветительных приборов.
Сегодня на лампы накаливания приходится 58 процентов мирового рынка освещения, но к 2015-му за ними останется лишь 30: многие страны собираются перейти на люминесцентные (КЛЛ) и светодиодные LED-лампы. Первыми еще в 2005 году от использования ламп накаливания стали постепенно уходить Бразилия и Венесуэла. В том же году китайское правительство инвестировало около двух миллиардов долларов в развитие производства энергосберегающих ламп. Китайские экспортеры субсидируются государством, что позволяет делать экспортные цены низкими. В результате уже сейчас китайское производство энергосберегающих ламп выросло до трех миллиардов штук в год (80 процентов от мирового показателя), из которых два миллиарда уходит на экспорт.
Сегодня на энергосберегающие лампы приходится примерно 50 процентов мирового рынка.
В России ежегодно производится 600–700 миллионов ламп накаливания, что обеспечивает до 90 процентов потребностей рынка. А энергосберегающих лампочек сейчас продается что-то около 50 миллионов в год, причем очень большая часть из них импортируются.
Доля светодиодных ламп в мире пока невелика — 6 процентов, но в ближайшие пару лет разрыв должен значительно сократиться. На российском рынке в основном представлена осветительная техника на основе светодиодов зарубежных компаний — Cree, Osram, GE, Philips, Siemens. Однако выпуском светодиодных ламп уже заинтересовался и российский крупный бизнес. К примеру, существует проект компании «Оптоган» о создании предприятия полного цикла для производства светотехники нового поколения. Производственную площадку строят на территории особой экономической зоны Нойдорф в Санкт-Петербурге. Планируется, что к 2011 году компания «Оптоган» будет производить полмиллиона светодиодных светильников в год.
Но по расчетам же экспертов Philips, для полного перехода России на энергосберегающие лампы необходимо построить более 60 заводов по их производству. А по мнению экспертов компании Siemens, чтобы снизить на 40–50 процентов потребление энергии в масштабах всей России, в энергоэффективные и энергосберегающие технологии необходимо вложить примерно 280 миллиардов евро.
Управляющий директор «Роснано» Сергей Поликарпов согласен с тем, что одна из проблем — отсутствие технологии производства, а другая — необходимость больших капиталовложений. Но он вполне уверен: «…К моменту полного отказа от ламп накаливания в России будет создана необходимая база производителей энергосберегающих источников света».
Если вешать не в граммах, а в ваттах
Сравниваем обычную лампу мощностью 100 ватт, цена 12 рублей, гарантийный срок службы 1000 часов (примерно 1 год). И лампу энергосберегающую мощностью 25 ватт, цена 150 рублей, срок службы 8 тысяч часов. Выходит, что одна энергосберегающая лампа равна 8 обычным. Если считать что лампу мы используем по 6 часов в день, то в среднем это получается 180 часов в месяц. Для обычной лампы сок службы получится примерно 5,5 месяца, а для энергосберегающей — 44 месяца, это около 3,5 лет. С учетом расходов на электроэнергию за эти годы вы можете сэкономить на одной лампочке чуть ли не тысячу рублей.
Как видим, государство приняло решение, а результата пока никакого не видно. Но и по поводу личной выгоды от «революции» для каждого россиянина тут тоже не поспоришь: обычную лампу выгодно использовать только в краткосрочной перспективе. Энергосберегающая лампа окупает себя чуть меньше чем через год, а плата за электричество снижается сразу. Так что экономия в использовании нового поколения ламп очевидна. Но только в том случае, если эти лампы действительно будут служить заявленный срок, а не так, как у нас часто бывает.
Один комментарий к “Правнучки «лампочки Ильича» живут, но не побеждают”
у нас давно заставили перейти на т.н. энергосберегающие лампочки. «Отрубали кошке хвост по частям»: вначале изъяли из продажи 100-ваттные. потом 75 ватт и так далее. Но еще осталось в загашнике несколько лампочек старого образца/ их и используем в прихожей и ванной комнате. Теперь вот тестирую светильники на светодиодах. Возможно, что часть из них и займут со временем свои места в светильниках в квартире.