«Золотого медведя» получил иранский фильм о разводе
Главный приз «Берлинале» — «Золотой медведь» — вручен иранскому режиссеру Асгар Фархади за фильм «Надер и Симин расстаются». Кроме того,...
Опубликовано в Среду, 13-го Июня, 2012.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Асгар Фархади / Лейла Хатами / Новинки кино / Пейман Моади
Среди новинок кино, которые сейчас демонстрируются на экранах кинотеатров, особого внимания заслуживает драма иранского режиссера Асгара Фархади «Развод Надера и Симин».
Лента иранского режиссера Асгара Фархади «Развод Надера и Симин» (Jodaeiye Nader az Simin) дошла до наших кинотеатров с досадным опозданием. В феврале 2011 года она торжествовала на Берлинале, получив Золотого Медведя, а также двух Серебряных медведей за лучшую мужскую и женскую роли. Картину оценили и в США, где она получила премию «Оскар» в номинации «лучший иноязычный фильм».
Несмотря на название, развод главных героев Надера (Пейман Моади) и Симин (Лейла Хатами) занимает в фильме не так много времени, хотя и становится двигателем всех последующих событий. В центре повествования оказываются сразу две супружеские пары, которые принадлежат к разным социальным слоям.
Надер и Симин — представители среднего класса. Они неплохо зарабатывают, имеют две машины и живут в хорошем районе. Их жизнь полностью благополучная, однако, они все же стремятся эмигрировать на Запад. И когда супруги, наконец, получают необходимые визы, Надер отказывается ехать, потому что не хочет оставлять своего тяжело больного отца. Зато Симин не меняет своих планов. Она подает на развод и покидает мужа. Заложником ситуации становится их одиннадцатилетняя дочь Терме, которая пытается сохранить семью.
Другая семья — Рази (Саре Баят) и Ходжат (Шахаб Хоссейни) — живет в трущобах и едва сводит концы с концами. Чтобы как-то удержаться на плаву, Рази устраивается сиделкой к Надеровому отцу. Эта работа дается женщине непросто, ведь ей и ее маленькой дочери приходится вставать в пять утра, чтобы добраться с окраин в центр города. К тому же, она беременна и ей трудно заниматься домашними обязанностями.
Однажды женщина покидает своего подопечного на пару часов, в это время дедушка падает с кровати и чуть не умирает. Разъяренный Надер силой выталкивает Рази со своей квартиры, когда та возвращается за своими вещами. На следующий день женщина попадает в больницу с выкидышем. Ее плод, по иранским законам, считается полноценным ребенком, и она обвиняет Надера в убийстве.
В одном из интервью режиссер этого фильма Фархади отмечал, что хочет снимать универсальные истории, которые бы побуждали зрителей к размышлению. Режиссер подготовил для каждого из своих персонажей непростые моральные испытания — Надер должен выбирать между отцом и женой, Симин должен определиться, ехать на Запад, или остаться с семьей; их дочь разрывается между мамой и папой, а религиозная Рази все время сомневается, или придерживается божьего закона. У каждого из них своя правда, и Фархади сознательно не делит своих персонажей на хороших и плохих, позволяя нам самостоятельно судить об их поступках.
«Развод Надера и Симин» — это не просто семейная драма, но и своего рода детектив, где преступления скрываются в повседневных жизненных ситуациях. В этой картине важны мелкие детали и незначительные нюансы, потому интонация или случайное слово могут существенно повлиять на весь ход сюжета.
Фархади очень внимателен и к бытовым мелочам, что делает его фильм правдивой летописью современной иранской жизни. На протяжении фильма режиссер обходится без музыки и «включает» ее лишь в последних кадрах картины, чтобы подчеркнуть житейскую неопределенность своих героев. Оператор Махмуд Калар работает на близких и средних планах, снимая портреты персонажей в их домашних интерьерах. Благодаря этому картина становится понятней и интимней.
Стоит отметить также квартет замечательных иранских актеров Пейман Моади, Лейлы Хатами, Саре Баят и Шахаб Хоссейни, которые буквально вжились в свои роли коллапсирующих супружеских пар. Органической была и исполнительница роли Терме — юная Сарина Фархади. Она смогла передать страдания ребенка, вынужденого выбирать между родителями.
Резюме: Мастерская семейная драма Асгара Фархади, которая оперирует универсальным сюжетом, может заинтересовать широкий круг зрителей. Вместе с тем фильм интересен и с познавательной стороны, поскольку речь в нем идет о малознакомом украинским зрителям современном Иране. В этой картине он предстает вполне модерным обществом, где женщины имеют равные с мужчинами права, а семейное насилие возможно только среди необразованных бедняков.