Гранитные памятники: плюсы и минусы
Современный рынок надгробных монументов готов предложить изделия из полимеров, бетона и других материалов, отличающихся дешевизной. Но при необходимости приобретения памятников,...
Опубликовано в Субботу, 7-го Апреля, 2012.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Кладбище / Навская пасха / Памятники / Проводы
В первый четверг после Пасхи в храмах служится самая большая панихида года. А вся послепасхальная неделя связана с поминальными хлопотами. Готовясь помянуть умерших, живым следует накануне по традиции навести порядок на кладбище, заказать панихиду и посетить … рынок.
Предпасхальный спрос на продукты питания постепенно перерастает в безумную скупку веночков, куличиков, свечей, лампадок и других вещей, о которых чаще всего вспоминают перед Навской Пасхой. Именно так называли Пасху умерших еще во времена язычества, от старославянского слова “навь”, или “навье”, то есть – мертвец. Как уверяют народоведы, венками чтить умерших стали после прихода Советской власти. Традиция торжественного возложения венков на могилы героев переросла в подобное чествование усопших родственников. Но, если верить, что к сорока дням душа (астральная энергетика) покидает тело, то железный обруч, из которого состоит каркас венка, мешает душе свободно его покинуть.
А еще на могиле положено зажечь свечу, положить маленький куличик и пасхальные яйца. Если поминают маленького ребенка, то кладут еще игрушки и конфеты. В некоторых местах принято на памятники усопших женщин цеплять фартучки (желательно вышитые). А на кресты молодых покойников завязывают бант из широкой ленты.
Через год после похорон на могиле принято устанавливать памятники ритуальные. Какой памятник лучше выбрать, из какого материала, и что нужно знать, чтобы он простоял как можно дольше и не разрушился.
Памятники появились еще в древнем мире. Первыми мемориальными сооружениями, которые увековечивали память об умерших, были древнеегипетские, а также древнегреческие пирамиды, саркофаги, гробницы и склепы.
Время, как известно, не стоит на месте, менялись века, менялся и внешний вид надгробных памятников, но основным материалом для их изготовления был и остается камень – самый прочный и долговечный элемент природы, а одним из самых распространенных видов — вертикально установлена плита, так называемая «стела».
На Руси надгробные плиты появились сначала на могилах знатных людей, в усыпальницах, храмах и соборах. При захоронении внутри храма устанавливали как надгробные плиты, так и отдельные каменные гробницы.
Распространенным видом надгробия в XVII и XVIII веках были лежащие на земле плиты из обтесанного камня. Они не имели полировки, отличались большой толщиной и резными украшениями. Кроме имени покойного, дат его рождения и смерти, обычно на плите сбоку высекали небольшую эпитафию или строки из Евангелия.
Портретная надгробная скульптура наибольшую известность получила уже в наше время. Такого рода памятники часто можно встретить на захоронениях известных политиков, ученых, артистов. Отличительная особенность таких памятников — скульптура, выполненная в полный рост человека, отражающая покойного в момент деятельности.
Со временем претерпевает изменения и типичное надгробие. В послеоктябрьский период на могилах чаще стали устанавливать обелиски, имеющие форму столба с пирамидально заостренной вершиной. Обелиск пришел к нам из Древней Греции, там была традиция высекать их из целого камня. Позже сооружения такой формы получили признание в Западной Европе, где часто служили памятниками воинской славы.
Единственная форма надгробия, которая сохраняется на протяжении веков и до настоящего времени без существенных изменений это крест.
Основное значение при выборе памятника играет не столько внешний вид, сколько прочность, хотя в наше время все более важное значение приобретает и цена.
Чаще всего предлагают изделия из гранита, мраморной крошки и бетона. Бетонные более дешевые, из натурального камня стоят дороже.
Благодаря своим уникальным свойствам гранит остается самым эффективным материалом при изготовлении памятников и надгробных сооружений.
Во-первых, это очень твердый материал, во-вторых, он очень мало подвержен разрушениям при воздействии атмосферных осадков, перепадов температур и т.п., в-третьих, гранит имеет богатую палитру цветов и оттенков, в-четвертых, прекрасно полируется, и, наконец, дает возможность в процессе обработки создавать изделия практически любой формы и размеров.
Самым распространенным материалом для изготовления памятников являются граниты Габбро и диабаз. Качественно изготовленный памятник из этих материалов десятилетиями не требует даже мелких косметических и реставрационных работ. Этот гранит имеет теплые темно-серые или черные оттенки, поэтому граверные работы, выполненные на таких камнях, прекрасно контрастируют с полированной поверхностью. За счет высокой контрастности камня прекрасно выглядят графические портреты и любые другие орнаменты (иконы, символы, цветы), выполненные в портретной технологии.
В последнее время, благодаря широкому распространению памятников из черного гранита, заказчики все чаще обращают внимание на изделия из цветного камня. Памятники, выполненные из таких материалов, отличаются своей индивидуальностью и спокойной сдержанностью. И, несмотря на то, что цена их чуть выше чем на черные граниты, изделия из этих материалов имеют неизменный спрос.
Бетонные памятники, несмотря на невысокую цену, тоже хорошего качества, ведь изготовлены из заводского бетона, который дает хорошую устойчивость и прочность.
Не стоит изготавливать памятники из базальта, так как они часто разрушаются. И причина не столько в хрупкости материала, сколько в неумении людей выбрать качественный базальт или в желании сэкономить. Дешевый базальт почти всегда некачественный. Такой материал обычно покупают у тех, кто проживает недалеко от карьера и не догадываются, что принимают нестандартные продукты с микротрещинами. В трещинки впоследствии попадет вода, мороз довершит дело и надгробие разрушится.