Названы пять самых распространенных комплексов
Интернет-СМИ приводят пять наиболее распространенных комплексов, свойственных человеческой личности. Первым в списке назван комплекс неполноценности: человек занижает свою самооценку, страдая...
Опубликовано в Воскресенье, 7-го Июня, 2015.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Комплексы
«Мне не важно, что комплексы у вас есть, но хотелось бы знать, что вы с ними делаете», — шутил Карл Юнг. Комплексы — болевые точки человеческого подсознания. Они могут вести себя скромно и до поры до времени вообще никак не проявляться. Но стоит на них надавить — комплексы расправляются, напоминают о себе, о том, что их нужно питать переживаниями, холить, лелеять и взращивать. Но знаете ли вы, что с ними делать дальше?
Театр теней
Подобно тени, комплексы всегда присутствовали в жизни людей. Древние верили, что у человека несколько душ, каждая из них курирует свой участок жизни. Обычно они успешно договаривались между собой, если же нет — возникали первобытные неврозы. С развитием цивилизации наши будни укомплектовывались новыми обязанностями, обрастали новыми стремлениями и желаниями — жизнь усложнялась, возникало больше поводов для внутренних противоречий. Литературный Левиафан, как прозвали известного человеколюба — английского писателя Гилберта Честертона, говоря о внутренних противоречиях и комплексах, снедающих его современников, шутил, что если в античные времена весь город мог думать как один человек, то современный homo sapiens сам скорее напоминает город, охваченный гражданской войной.
Понятие «комплекс» (лат. complex — связь, сочетание) в психоанализ ввел Карл Густав Юнг, охарактеризовав его как «формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека». Иными словами, под комплексом человека принято понимать чувство неполноценности и ненадежности, сопряженное с его внутренним индивидуальным восприятием мира.
Ранения детством
Комплексы — это «приветы» бессознательного, и попадают они туда разными путями. Иногда липнут к человеку еще в раннем детстве, настолько раннем, что без недюжинных усилий «пострадавший» и не припомнит сопутствующих обстоятельств. В основе этих психологических пут часто лежит сильное желание ребенка, которое не реализовалось. Переживание по этому поводу отделяет травмирующий эпизод подобно стенке, вытесняет его из сознания и превращает в комплекс. Сильные неосуществленные и часто неосознанные желания, связанные с положением в обществе, материальным достатком, сексуальной жизнью, способны аналогично порождать комплексы и у взрослых людей.
Более извилист путь комплексов из области коллективного бессознательного. Дело в том, что многие ситуации в истории человечества встречались настолько часто и были столь значимы, что отпечатались глубоко в слоях бессознательного у каждого. Угодив в подобные обстоятельства, человек «вспоминает» и действует по прописанному сценарию — повторяет чужие подвиги или проступки. Например, комплекс Каина — зависть старшего брата к младшему, которому достается больше родительского внимания и заботы. Комплекс Гризельды — неосознанное стремление отца сохранить дочь для себя, выражающееся в отказе всем претендентам на ее руку. Комплекс Ионы, заключающийся в том, что человек испытывает страх успеха и снижает свои притязания, назван в честь библейского персонажа, считавшего себя недостойным быть пророком. Комплекс Поликрата выражается в чувстве тревоги по мере приближения к тем или иным достижениям. Назван именем правителя греческого острова Самос, везучего во всех делах. Боясь навлечь на себя гнев богов, он бросил в море драгоценный перстень в виде своеобразной жертвы. На следующий день была поймана рыба, в брюхе которой нашли перстень Поликрата. Продолжать можно долго, список, составленный фрейдистами и постфрейдистами, радует слух именами библейских героев и мифических персонажей. Главное не воспринимать его слишком серьезно и не примерять на себя. Если вы не сирота, то у вас непременно найдется комплекс Эдипа или комплекс Электры. Если у вас есть ребенок, то вам обеспечен (в зависимости от пола) либо комплекс Иокасты, либо комплекс Гризельды. И очень важно, чтобы вас не накрыл комплекс Медеи, состоящий в стремлении причинить вред собственным детям, чтобы отомстить мужу… Психоаналитики считают, что комплексы — это неотъемлемая часть душевной жизни человека. Они не только создают препятствия, но и могут стать толчком к успеху.
Эxо друг друга
Излишне робкого, зажатого человека списывают в «закомплексованные», человеком без комплексов принято считать хваткого, нагловатого и лишенного стеснения. И хотя мы говорим о двух крайностях, обе они максимально приближены к одному-един-ственному комплексу — неполноценности. Его первооткрыватель Альфред Адлер утверждал, что комплекс неполноценности присущ всем без исключения. Каждому в детстве приходилось переживать состояние беспомощности и полностью зависеть от взрослых. Неприятное ощущение вытесняется на «чердак» бессознательного и требует компенсации — доказательств собственной состоятельности. Человек стремится к различным достижениям, истинным или мнимым, к признанию — так запускается внутренний механизм комплекса гиперкомпенсации, который, по сути, является эхом комплекса неполноценности. Иными словами, люди, которых мы привыкли называть незакомплексованными, на самом деле живут и действуют под влиянием комплекса гиперкомпенсации.
Известный голливудский актер Роберт Паттинсон, который вот уже третий год подряд возглавляет топ-50 самых сексуальных мужчин мира по версии известного британского таблоида, в недавнем интервью на вопрос журналиста: «Что вами движет? Желание успеха?» — ответил: «Скорее, страх провала. И комплекс неполноценности».
До 16 лет певица Далида тщательно пыталась скрыть легкое косоглазие. Борясь с комплексом неполноценности, она подала заявку на участие в конкурсе красоты «Мисс Египет» и получила заветную корону. Голливудского Рэмбо Сильвестра Сталлоне в детстве все дразнили слабаком, а известного режиссера Стивена Спилберга в классе считали тупицей — стремление к гиперкомпенсации помогло им покорить Олимп.
Наполеону психологи обязаны ключевым термином, объясняющим стремление малорослых мужчин к славе, богатству и успеху, — этот комплекс назван в честь воинственного французского императора. Внешне самоуверенные, «наполеоны» страдают от внутренних противоречий, порожденных ощущением физической неполноценности. На этот комплекс списывают и стремление невысоких мужчин заполучить в подруги статную женщину. Всегда ли слава, деньги и положение в обществе мотивируют женщин ответить взаимностью? Иногда. Американский психолог Элизабет Кэмпбелл считает, что женщины ценят в партнерах внутреннюю силу, целеустремленность, блестящий ум, личное обаяние, чувство юмора, критическое отношение к себе и умение создать вокруг них атмосферу обожания. Кроме того, женщины не без оснований высоко оценивают их достоинства в постели. Профессор Збигнев Лев-Старович утверждает, что низкорослые мужчины быстрее созревают и в их крови содержится больше гормонов, что делает их, как правило, очень сексуальными. Список людей, ставших известными благодаря комплексу Наполеона, впечатляет: Фридрих Великий, Вольфганг Амадей Моцарт, Шарль Азнавур, Герберт фон Караян, Хельмут Шмидт, Чарли Чаплин, Хэмфри Богарт, Аристотель Онассис. Остается признать, что комплекс Наполеона формирует сложные личности.
Когда банан просто банан
Постель — прекрасный плацдарм для комплексов. Можно вдаваться в длительные рассуждения о том, отражением какого именно комплекса является любимая поза партнера, но очень важно при этом не забывать, что люди склонны судить о чужих комплексах с точки зрения своих собственных. Сторонники фрейдизма видят проявления подавленных сексуальных комплексов в любом поступке, включая выбор блюда в ресторане, противники объявляют шарлатанством любой текст, где фигурирует слово «подсознательное». Но все же самый весомый аргумент критиков психоанализа: объяснить многие явления с тем же успехом можно в какой-нибудь другой системе координат и без всякого фрейдизма. Например, Эдипов комплекс, о котором поведал Фрейд в работе «Толкование сновидений».
Его суть — мать, доставляя маленькому сыну чувственное удовольствие кормлением грудью, теплом, заботой и лаской, становится объектом сексуального вожделения с его стороны. В результате ребенок испытывает ревность к отцу, вплоть до желания его смерти. Однако страх наказания (комплекс кастрации) вытесняет его вожделение в сферу бессознательного. Мальчик взрослеет, через идентификацию с отцом он осознает свой собственный пол, и сексуальное влечение переносится с матери на других женщин. В противном случае повзрослевшему ребенку не удается освободиться от привязки своих сексуальных влечений к родителю противоположного пола либо от «выяснения отношений» с родителем своего пола. Но… Для этолога (специалиста, изучающего поведение животных) агрессия сына по отношению к отцу — очевидное проявление ранговых разборок между самцами в стае, их конкуренции за доминирующее положение, а распространенная среди девушек тяга к старшим по возрасту мужчинам — не более чем стремление к выбору в качестве партнера альфа-самца. Сексуальное влечение к матери можно считать атавизмом, унаследованным от наших предков, поскольку животным неведомы табу на инцест, и так далее.
«Секс на 90% — это психология, а не физиология, и значит, девушка с комплексами — это не диагноз, это сексуальная поза. Женщина совсем без комплексов — это не женщина, это гимнастический тренажер», — настаивают защитники женских сексуальных комплексов.
От пут комплексов не свободен никто. Иногда они вредны, иногда опасны и в любом случае — на «бесполезной» стороне жизни. На традиционные вопросы «кто виноват?» и «что делать?» хочется ответить словами героя скетчей «Наша Russia» Александра Родионовича Бородача: «Понять и простить». Точнее, осознать, принять и преобразовать. Комплексы живут вольготно, пока на них никто не смотрит. Они — часть нашей души, просто слабо знакомая нам. Комплексы не нужно изгонять, с ними нужно вести переговоры, возможно, в таком случае, они превратятся в невинные и полезные качества: комплекс неполноценности — в самокритичность, превосходства — в самоуважение, вины — в чувствительность и сострадание, Клеопатры — в тонизирующее мужчин кокетство, а Дон Жуана — в умение добиваться действительно любимой женщины. Главное — не уходить в саморефлексию. Если мы будем жевать и пережевывать свои комплексы, рано или поздно они перерастут в фобии.