За маской подчинения

Опубликовано в Четверг, 20-го Марта, 2014.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: / /
Рубрика: Моя газета > Образ жизни > Семья > За маской подчинения

За маской подчинения

Меня в ее лице поразили губы — сжатые в тонкую полоску, они красноречиво свидетельствовали о непреклонности и жесткости. Все остальное в этой хрупкой, невысокой, светловолосой женщине Галине — модная стрижка, утонченная элегантность, ухоженность — было как бы в тени кричащей властности. Галина не искала помощи. Она и так все сама знала и считала себя во всем правой. Говорила она с напором, без тени сомнений и раздумий:

«Моя дочь Ольга была тихим и послушным ребенком. Что я ей говорила, то она и делала. Хотя мой муж и пытался ее баловать, но я пресекала эти попытки, так как прекрасно понимала, в отличие от него, как нужно правильно воспитывать детей. Потом, уже где-то с двух-трех лет, в Ольге стало появляться своеволие. Тогда я усилила свое влияние: не доест — из-за стола не выпускаю, сломает игрушку — не выходит гулять и так далее. В общем — воспитывала как надо. Так и меня в детстве воспитывали. Но девочка становилась все вреднее и упрямее. Видимо, мой муж тайком от меня ее баловал.

Когда Ольга пошла в школу, я решила: хватит! Так он испортит девочку вконец. Развелась с мужем и стала уделять ее воспитанию еще больше времени. Все ее школьные отметки были у меня под контролем. Получит тройку — не пойдет гулять с одноклассницами, даже на день рождения к ее лучшей подружке однажды не пустила!

Но чем больше сил я тратила на ее воспитание, тем дочь становилась хуже. Ее детское своеволие переросло в открытое, молчаливое упрямство. А когда она поступила в институт (конечно, в тот, который я сама ей выбрала) и почувствовала себя взрослой, она стала совершенно невыносимой. Через год бросила учебу и несколько месяцев скрывала это, обманывая меня: каждое утро уходила, говоря, что на занятия, а сама гуляла по городу. Что я ей устроила, когда об этом узнала!.. После она уж должна была бы понять, что к чему, и стать на правильный путь. А дочь сказала, что ненавидит меня и ушла из дома.

Сейчас Ольга живет с отцом. Не позвонила мне ни разу за полгода. Вы представляете, какая наглость! Я, конечно, не пойду ее просить вернуться, у меня есть характер! Но, несмотря на это, душа все-таки болит. Я ведь столько сил на нее затратила, а похоже, потеряла дочь».

Упрямые дети — часто результат воспитания авторитарных родителей — твердых, несгибаемых, волевых. Они жестко контролируют своего ребенка и лишают права выбора. «Делай, как я сказала. Мне неинтересно, что ты сама хочешь!» — под таким девизом воспитываются эти дети. Они лишены права голоса, свободного выбора — всего того, что помогло бы им приобрести полезные в жизни умения и навыки, развило бы их личность.

— Надень куртку!

— Не хочу!

— Я кому сказала?

— Ну, мам…

— Кому говорят…

— Не кричи на меня.

— Ты с кем так разговариваешь! Да я тебя…

Если вы узнали в этом диалоге собственные «элементы» разговоров с сыном или дочерью, то советую изменить свой стиль общения. Потому что, как определили психологи, если в общении родителей с ребенком преобладают приказы, указания, контроль, наказания — ребенок часто растет упрямым и агрессивным. Ему не нравится постоянное навязывание того, что он должен есть, куда он должен идти и с кем ему дружить. И постепенно в нем накапливается сопротивление, перерастающее в протест. Выражается он у разных детей по-разному. Очень ярким является молчаливый протест, когда ребенок всем своим существом кричит: «Нет! Не заставишь меня!», но при этом не произносит ни одного слова. И добивается победы.

Узнав ее вкус, он не повинуется снова и снова. Уже не только молча, но и открыто бунтуя. Так, постепенно, упрямство становится чертой характера человека, составной частью его несостоявшейся личности, у которой полностью отсутствует ответственность, подавлена творческая природа, плохая самоорганизация и саморегуляция.

Советы, даже разумные, а тем более требования такой человек воспринимает враждебным неприятием. Он видит в людях диктаторов, поэтому голос разума не проникает в его деформированное сознание. И тому немало примеров, когда упрямцы шли на риск, получали травмы и даже лишались жизни только потому, что не хотели (а на самом деле в силу своего упрямства не могли) прислушаться к разумному совету в критической ситуации.

Итак, очень важный вывод: когда ребенок постоянно вынужден делать то, что ему велят, даже если он этого не хочет, в нем развивается внутренняя враждебность и к тому, что он делает, и к сильному «командиру». Чтобы стать «неуязвимым», он начинает показывать полное пренебрежение к любым требованиям в форме неповиновения и протеста. Это причиняет боль, разрушает доверие и отчуждает взрослого и ребенка.

Один комментарий к “За маской подчинения”

  1. ГалинаМарт 20th, 2014 - 14:21

    У меня поздний ребёнок и поэтому я всегда была с ней доброжелательна. Если появлялись проблемы, то спокойно объясняла ей, к чему может привести неправильные её действия. Правда моя мама была учителем, может поэтому я выбрала правильное отношение.

Оставить комментарий

Гороскоп

Фотогалерея

Фото-рецепты

© 2007-2024 Моя газета • Взгляды редакции могут не совпадать со взглядами авторов статей.
При цитировании и использовании материалов ссылка, а при использовании в Интернет - прямая гиперссылка на издание "Моя газета" обязательна!