Многие великие мира сего были неутомимыми гурманами. Конечно — с их-то возможностями! Кулинарные капризы не только услаждали тело и душу знаменитостей, но и частенько снимали стрессы. Вкусы двора менялись в зависимости от вкусов императоров. Так, при Петре I было принято употребление крепких напитков — рома, коньяка, простого столового вина, то есть водки. Сам Петр предпочитал пить анисовую, закусывая ее кренделем. Его дочь Елизавета Петровна любила сладкое вино и каждое блюдо запивала рюмкой хереса. Екатерина Великая алкогольные напитки не жаловала и лишь под старость по совету докторов стала пить по рюмке мадеры в день. Зато питала слабость к крепкому кофе со сливками. Последний русский император Николай II очень любил омлет с ананасовым ромом. Он так привык к этому блюду, что уже не мог обходиться без него.
Людовик XIV так обожал сладкое, например, торт «фрезье», что уже к 1670 году остался без единого зуба. Суп-крем из спаржи был любимым блюдом его супруги — королевы Марии Терезии. На приемах при дворе короля-солнца частенько подавали черную икру с молодым картофелем, что укрепляло силы, баллатин «Три птицы» с утиной печенью, сморчками и луком; подкопченные крабы в китайском рисовом тесте с зеленым соусом — как политическое блюдо, выполненное из даров новых земель, открытых французскими мореплавателями.
Суп Петра Великого
Отварить шампиньоны в молоке, прокрутить через мясорубку, смешать с куриным фаршем и бросить в кипящий куриный бульон, подбитый мукой с яйцом и молоком.
Любили вкусно поесть и хорошо выпить и большевики. Ленин, находясь в Германии, отдавал предпочтение сосискам с баварским пивом, а в Швейцарии заказывал шоколад и токай. Кто бы мог подумать, что он был таким сластеной! Сталин как патриот своего Отечества баловал свой желудок бараниной с гречневой кашей и стаканом-другим грузинского вина. Хрущев обожал свинину в горшочке и русскую водку. Брежнев — осетрину по-монастырски в комбинации с тем же напитком. Андропов же водку не пил, он предпочитал пиво с семгой.
Люди искусства в области гастрономии более изобретательны, чем императоры и генсеки. Например, великий композитор Россини, устав от сочинения музыки, изобрел «турнедо» — тосты с положенными сверху ломтиками говяжьего филе, печеночного паштета и помидоров. Писательница Гертруда Стайн за разговором с коллегами во французском кафе придумала свой знаменитый коктейль «Кровавая Мэри», машинально смешивая водку с томатным соком. Знаменитая актриса Сара Бернар была без ума от «омлета Эскофье» (яйца, взбитые ножом с насаженной на него долькой чеснока). Известная балерина Анна Павлова хотя и очень редко, но баловала себя кусочком-другим торта из взбитых с сахаром яичных белков, запеченных в духовке и украшенных взбитыми сливками и свежими лесными ягодами. А великий любовник Казанова впервые соединил клубнику с мороженым, назвав блюдо эротическим. Сегодня оно считается прекрасным десертом.
Филе «Россини»
400 г телячьей вырезки, 6–8 кусков белого хлеба, 150 г гусиной печенки, 150 г шампиньонов, стакан мадеры, 3 столовые ложки масла, соль. Вырезку тонко порезать, немного отбить и жарить на сильно разогретом масле. На этом же жиру поджарить порезанные на пластинки шампиньоны. Одновременно на другой сковородке поджаривается печенка, а в тостере — гренки. На гренок положить бифштекс, сверху — печенку с грибами. Соус, оставшийся от жарки, приправить мадерой и полить мясо.
Гюстав Флобер, автор «Мадам Бовари», в молодости считался писаным красавцем, но вскоре от красоты его осталось одно воспоминание, потому что он очень много ел и мало двигался. Ел он с такой жадностью, что друзья всегда выбирали в ресторанах укромные уголки или занимали отдельные кабинеты, чтобы посторонние не стали свидетелями безмерного обжорства «знатока женской души». Приступая к еде, Флобер снимал пиджак, отстегивал воротничок и манжеты, более того — даже ботинки мешали ему поглощать пищу, он стаскивал и их. Александр Дюма за обедом поглощал невероятное количество икры, рыбы, добавлял несколько жареных куропаток, шесть видов овощей и закусывал огромным куском сыра.
«Стерлядь по-дворянски» от И. А. Крылова
Промыть 1 кг стерляди и вытереть досуха полотенцем. Снять кожицу, нарезать рыбу кусками и положить в кастрюлю. Налить туда белого столового вина (столько, чтобы наполовину покрыло стерлядь). Добавить 125 г сливочного масла и целый лимон без зерен, разрезанный вдоль. Кастрюлю накрыть крышкой и поставить на средний огонь. Как закипит — через 15 минут кушанье готово.
Николай Васильевич Гоголь ой как любил вкусно поесть! Свои любимые блюда он поместил в кулинарном словаре — приложении к первому изданию «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Писатель обожал нежинские огурчики, засоленные на черносмородиновом листе с хренком и чесночком. Именно Гоголь ввел в моду подавать на петербургский стол кулеш. Причем непременно «с дымком», для чего при готовке в кастрюлю на минутку клали обугленную осиновую палочку. Но особенную страсть имел Николай Васильевич к котлеткам, сочным и поджаристым. Друзьям советовал делать котлетки из смеси рубленных сечкой говядины и свинины, внутрь класть начинку из лука, рубленых яиц и телячьей либо гусиной печенки с мускатом, а жарить непременно на коровьем масле. А еще Гоголь был страстным приверженцем макарон.
Как ни странно, самыми равнодушными к вкусной еде оказались «денежные мешки». Они предпочитают не тратить время даже на еду. Поглощают пищу быстро, не услаждая своего вкуса изысканными блюдами. Главное, чтобы пища была здоровой. Так, Джордж Рокфеллер-старший ел простую еду без жира, сахара, соли, причем это были продукты из собственного хозяйства. Пил воду из собственного родника. Не отставал от него в этом отношении и его сын. Друзья Джорджа Сороса рассказывают, что он ест мясо исключительно со своего ранчо. Вечно занятые богатые американцы предпочитают изысканным блюдам «резиновые» «Биг Маки». Многие современные миллионеры подались в вегетарианцы, они с удовольствием употребляют соевые котлеты вместо мясных. Даже один из самых богатых людей на планете (султан Брунея, имеющий более 25 поваров) часто ест простую безыскусную пищу… Может быть, он и прав.