Папа римский: Евреи не виноваты в распятии Христа
Папа римский Бенедикт XVI в своей книге предлагает новое прочтение некоторых строк Евангелия, в очередной раз отвергая концепцию о коллективной...
Опубликовано в Субботу, 30-го Апреля, 2016.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Пасха
Наверное, редко чей стол завтра не будет украшен ароматной сдобой или разноцветными крашенками. Сейчас Пасха отмечается как один из крупнейших христианских праздников, но ведь большинство ее традиций закладывалось еще в давние языческие времена. Многие элементы символики перекочевывали из одного культа в другой, видоизменяясь и обогащаясь новым сокровенным смыслом.
Трудно представить себе праздничное застолье без вина и хлеба, — согласно библейским преданиям, они символизируют собой кровь и тело Иисуса Христа, отданные им во искупление грехов рода человеческого. Так как праздник этот выделяется из всех ежегодных торжеств, то и пасху пекли такую, чтобы она на весь год запомнилась. В приготовленное из отборной белой муки и большого количества яиц тесто на молочной опаре добавляли имбирь желтый — «для цвета» — и имбирь белый — «для духа», шафрановую настойку, изюм. Верх украшали крестом и шишечками из теста, заливали глазурью, посыпали крашеным пшеном. Удачно выпеченная пасха обещала хороший год.
Другим обязательным блюдом на праздничном столе должны быть крашеные яйца. Этот символ пришел к нам еще из Древнего Египта, где яйцо отображало представления древних египтян о строении Вселенной. Особое значение он приобретал при встрече Нового года, который отмечается весной, в день весеннего равноденствия, при пробуждении всей природы от зимнего сна. И только император Теодосий II (408-450 гг. н. э.) приурочил Пасху к лунному календарю, официально установив для ее празднования первое воскресенье после весеннего полнолуния. А вот обычай красить яйца, особенно в красный цвет, остался неизменным до сих пор, еще с кельтских времен.
Крашеные яйца многократно упоминаются в жизнеписаниях Иисуса Христа. Для маленького Иисуса они были любимыми игрушками, их носила Богородица Пилату, умоляя его спасти ее сына. Когда Иисуса вели на Голгофу и иудеи бросали в него камнями, то эти камни, коснувшись Христа, превращались в крашенки. Воскреснув, Иисус сказал охранявшим гроб воинам, чтобы они шли и рассказывали об этом людям, а чтобы им верили, дал им красное крашеное яйцо.
На стол ставили блюдо с тринадцатью яйцами (12 апостолов и Иисус Христос). Красили их в красный, желтый, синий и золотой цвета, для чего использовали фуксин, кору яблони, отвар подснежников, луковую шелуху. Особым почетом пользовались красные яйца: их клали в миску, заливали холодной водой, и перед праздничным застольем все умывались из этой миски, причем воду все время меняли, а яйца оставались все те же. Скорлупу от съеденных яиц хранили в течение всего года, считая ее целебной.
Интересна история еще одного традиционного пасхального блюда — печеного поросенка с хреном во рту. Начало этой истории восходит еще к обычаям древних готов, которые на праздник нового года приносили в жертву Солнцу кабана, который считался священным ритуальным животным. За многие века у многих народов этот обычай трансформировался, и, например, большинство народов Европы на Пасху готовят различную выпечку в форме свиных голов, и лишь немногие из них, в том числе англичане, ставят на стол настоящую свиную голову.
А хрен напоминает о том, как иудеи пытались отравить Христа этим растением, которое тогда было ядовитым. Но Иисус без всякого вреда для себя съел хрен, да еще и наказал, что отныне хрен не только не будет вредить, но даже поможет избавляться от хворей в животе.
Есть и еще один атрибут пасхального стола. За две недели до Пасхи на блюдо насыпали землю в форме могилки и засевали ее овсом. К Пасхе молодая зелень выростала настолько, что в ней можно было спрятать яйца — там и прятали красные яйца по числу умерших в семье. Это символизировало преемственность между жизнью и смертью, умирание и оживание, память о тех, кого уже нет за праздничным столом.
Кстати, украинское название Пасхи — «Великдень», как считают историки, обязано своим происхождением преданию, что раньше дни были намного дольше, но после того, как распяли Иисуса Христа, продолжительность дня сильно сократилась. И только в день воскресения Христа солнце, взошедшее в воскресенье, село только в субботу.
Я люблю Пасху именно по той причине, что этот праздник заставляет меня стать у плиты и готовить паски. Делаю сразу большой порцией и делюсь куличами со всеми родственниками. Для меня это лучший отдых))