Развенчание мифов о Великом Посте
Вот и позади Великий Пост. Кто-то в Москве строго следует его правилам, кто-то выполняет лишь частично, а другие вовсе негативно...
Опубликовано в Понедельник, 25-го Марта, 2013.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Великий пост / Воздержание / Молитва
Понятие поста (воздержания от пищи) существует во многих религиях. Духовной практикой пост становится лишь тогда, когда человек во время его соблюдения, начинает наблюдать за собой: своими ощущениями, мыслями и действиями. Осознанный подход к делу наполняет воздержание смыслом и интересом в познании самого себя
Происхождение слова «пост»
Считается, что слово «пост» греческого происхождения. Произошло оно от слова «apastia», которое в свою очередь идет от греческого «apastos» – «тот, который ничего не ест». В античные времена слово «apastia» обозначало лечебную диету – воздержание для похудения или выздоровления. Со временем слово видоизменилось и утратило свою отрицательную приставку «а».
История возникновения
Великий пост формировался в течение нескольких столетий. По одной из версий, он родился из небольшого поста, который предшествовал празднику Пасхи или памяти Страстей Спасителя. Длился этот пост от одного дня или 40 часов (полное голодание) до целой недели (седмицы). Считается, что пост уже тогда сочетал в себе два значения – память о 40-дневном посте Иисуса Христа в пустыне, после Крещения на Иордане, и подготовку человека к празднику Пасхи.
Также возникновение Великого поста соотносят с постом, которого придерживались христиане перед крещением. В III веке был распространен обычай принимать крещение в пасхальную ночь, а практика поститься перед обрядом существовала еще с I века.
Самое раннее упоминание о Великом посте длиною в 40-дней, по мнению многих историков, датировано 340 г. Обязательность этого поста была закреплена 69-м Апостольским правилом в конце IV века. И хотя на рубеже IV-V веков традиция Великого поста была повсеместно принята Церковью, его длина и правила воздержания еще долгое время были различными в зависимости от природных и климатических данных местности, на которой его придерживались.
Есть мнение, что в самом начале формирования учения о Великом посте (IV–VI вв.), его продолжительность приравнивали «десятине года» – аналогично обязательной церковной десятине от доходов человека. То есть пост должен был составлять 36,5 дней. Семь седмиц (вычитая облегченные субботу и воскресение) равны 35 дням, плюс пост Великой субботы и половина дня от Пасхи (пост пасхальной ночи) = 36,5 дням. Святые о еде и воздержании «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет его.» Иисус «Все делай потихоньку, полегоньку, не сразу, не вдруг. Добродетель – не груша. Ее сразу не съешь!» Серафим Саровский «Пищи употреблять должно каждый день столько, чтоб тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; а иначе может быть то, что, изнемогши телу, и душа ослабевает.» Серафим Саровский «Пост тела есть пища для души» Иоанн Златоуст «Пост есть лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и количество самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойство страны, и время года, и приличный род пищи и многое другое. И если одно что-нибудь будет оставлено без внимания, то повредит всему прочему, о чём сказано. Если же для нас нужна такая точность, когда надобно лечить тело, то тем более необходимо со всею строгостию разбирать и рассматривать всё, когда лечим душу и врачуем помыслы». Иоанн Златоуст
Великий пост – как десятина года
Есть мнение, что в самом начале формирования учения о Великом посте (IV–VI вв.), его продолжительность приравнивали «десятине года» – аналогично обязательной церковной десятине от доходов человека. То есть пост должен был составлять 36,5 дней. Семь седмиц (вычитая облегченные субботу и воскресение) равны 35 дням, плюс пост Великой субботы и половина дня от Пасхи (пост пасхальной ночи) = 36,5 дням.
Святые о еде и воздержании
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет его.» Иисус
«Все делай потихоньку, полегоньку, не сразу, не вдруг. Добродетель – не груша. Ее сразу не съешь!» Серафим Саровский
«Пищи употреблять должно каждый день столько, чтоб тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; а иначе может быть то, что, изнемогши телу, и душа ослабевает.» Серафим Саровский
«Пост тела есть пища для души» Иоанн Златоуст
«Пост есть лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и количество самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойство страны, и время года, и приличный род пищи и многое другое. И если одно что-нибудь будет оставлено без внимания, то повредит всему прочему, о чём сказано. Если же для нас нужна такая точность, когда надобно лечить тело, то тем более необходимо со всею строгостию разбирать и рассматривать всё, когда лечим душу и врачуем помыслы». Иоанн Златоуст