Архитектура Германии: застывшая музыка Европы
Не смотря на то, что территория современной Германии на протяжении долгого времени представляла собой множество разрозненных королевств, ее история очень...
Опубликовано в Вторник, 21-го Декабря, 2010.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Каушаны / Мельницы / Церковь
В архитектурном силуэте Каушан церковь не играет заметной роли. Современный городок своими новыми зданиями словно укрыл это чудом уцелевшее небольшое строение, оберегая как памятную драгоценность.
Интерес представляет еще одно сооружение, находящееся в селе Молдавии, которое именуется Старыми Каушанами, — церковь Константина и Елены (1829). Она представляет собой как бы сельский, более простой и интимный, вариант безкупольных храмов, последний из образцов которых мы видели в Гербовце. Памятник отличается композиционной цельностью, компактностью форм, особенно же — оригинальностью решения западного фасада, обыгранного арками проемов и ниш.
Во вновь застроенных селах Каушанского и соседнего Суворовского районов примечательна традиционная архитектура современных сельских жилищ, в которой получили дальнейшее развитие местные традиции домовой резьбы. Просторные, со свободной планировкой жилые дома украшены резными причелинами, оконными наличниками и сложнофигурными переплетами.
В некоторых селах тех же районов — Танатарах, Урсоае, Талмазах, Чобручах — мы увидим свидетелей и былого плотничьего мастерства молдаван — деревянные ветряные мельницы. Прежде ветряки были почти в каждом селе, а в крае их насчитывались сотни. Теперь среди двух-трех десятков уцелевших лишь некоторые продолжают работать. Расположенные на холмах, где вольготно ветрам, они видны издалека. На фоне неба четко рисуется стройный силуэт башни с более узким, будто туго подпоясанным, нижним ярусом и огромными лопастями крыльев, то сплошь закрытых щитками, то, при сильном ветре, сквозящих просветами легкого каркаса.
Все в них выполнено из дерева: и нижняя рама с далеко выпущенным бревном, с помощью которого поворачивают мельницу навстречу ветру, и остов башни, обшитой тесом, и крылья из длинных жердей, закрепленных на конце мощного кругляка, точно так же, как и оснастка внутри, вплоть до зубчатых передач, приводящих в движение жернова. Врубками искусно связаны все части этого единственного в своем роде сооружения – традиционной мельницы.
Близкие по общим очертаниям, мельницы различаются размерами, деталями. У высоких ветряков возможен большой размах крыльев, которым достаточно четырех лопастей. В сооружениях пониже укороченность крыльев заставляет делать винт шестилопастным. Небольшие оконца, наружная лесенка, ведущая к верхнему навесному крыльцу, и другие детали на массивном корпусе мельницы позволяют почувствовать ее масштабность.