Праздник 1 мая достался нашей стране как наследие от СССР. Тогда это был день празднования трудолюбия, и для жителей страны он означал демонстрацию и выходной. А потом работать.
Не то, чтобы все жители Союза показывали отменное трудолюбие, но направление пропаганды было в целом правильным. Да, были минусы, да халатности и воровства на предприятиях было не мало. Но, при всем при этом, основная масса населения не представляла себе, как можно не работать. А людей, которые все-таки работать не хотели, или делали это плохо, осуждали. В целом это можно назвать плюсом советского воспитания нации.
Постепенно демонстрации ушли в прошлое, пропаганда труда вместе с агит плакатами исчезли, а параллельно исчезло и уважение к рабочим профессиям, да и к работе как таковой. Посмотрите сегодня на свою ленту в ФБ и вы увидите много шуток о том, как удачно кто-то не работает, как он наконец-то дождался пятницы, а на добавку, про то какие тупые вокруг начальники.
Тут стоит оговориться, что если среди ваших друзей и знакомых в основном руководители (директора или управляющие большими подразделениями, а не менеджеры непонятно чего), ситуация в ленте будет противоположной. Вы будете видеть радость по поводу завершенных проектов, успехи в работе, возможно критику того, кто (или что) мешает им работать. Если у вас именно так — поздравляю.
Но подобных людей сегодня крайне мало. Основная часть описана выше. Речь вовсе не о том, что основная масса людей это «быдло», лентяи или неполноценные умалишенные. Нет. Я не зря начал с обратного примера – массовая любовь к труду. Кстати, заслуга СССР тут не в создании этой любви к труду у людей, а в ее сохранении. Ведь подобное отношение было нормой для большинства известных мне стран. Но так было раньше.
Что же случилось с основной массой и почему? Писатель и философ Рон Хаббард как-то заметил, что будущее создается деятелями искусства. Давайте посмотрим, что делали такие люди при СССР? Прославляли труд и любовь к нему. Маяковский, Есенин, Горький, Дунаевский, режиссеры и актеры – общим знаменателем для большинства их работ (по крайне мере широко известных населению), были трудолюбие и величие СССР. В итоге люди верили, что живут в самой лучшей стране и хотели работать на эту страну. Не будь первый тезис основан на лжи, возможно, не было бы и горького разочарования позже.
А теперь давайте посмотрим на 80-е и 90-е годы. Что мы видим в массовом искусстве? Одноразовые детективы, годные только для поездки в электричке, фильмы про бандитов и милиционеров, причем и там и там продвигается сытая и беззаботная жизнь бандитов. Параллельно приходят фильмы из США, в которых рассказывают про отважных грабителей банков и аферистов, а также бразильские сериалы про роскошную жизнь. Из одной крайности – дефицит СССР и отсутствие роскоши для 99% населения – в другую, демонстрация того как можно жить с большими деньгами. В дополнение на смену песням про труд и дружбу приходит нытье про несчастную любовь и песни про бухгалтера и офисы.
В этот момент и происходит подмена целей. Раньше целью был вклад в страну, и даже без глубинного понимания, люди следовали ей. Это было их ориентиром, к которому каждый стремился в силу своей убежденности, сил и ответственности. Теперь целью стали деньги. А это ложная цель.
Нет ничего плохого в том, чтобы иметь много денег. Деньги это необходимый инструмент выживания и осуществления задуманного. И желание получить деньги для достижения той или иной цели – это нормально. Но деньги ради денег и потребление ради потребления – это путь к деградации общества.
Купленные айфоны выйдут из моды, машины разрушатся, и даже дома со временем обветшают. Даже если вы верите (или знаете) что после смерти будете жить в новом теле, вы все равно не можете забрать с собой ни счет в банке, ни спортивную машину, ни айфон. Так стоит ли тратить жизнь на их приобретение? Конечно же нет.
Жизнь стоит тратить на улучшение окружения. Это можно делать, работая учителем, или создавая те же айфоны, которые дают больше возможностей для обмена информацией. И да, на этом можно хорошо зарабатывать, если есть такое желание! Но во главе угла должна быть все-таки цель измеримая в чем-то большем, чем деньги. Иначе работа будет нелюбимой, начальники всегда тупыми, а критерием выживания станет соотношение «меньше поработать/больше получить».
Так вот, в результате описанного выше смещения приоритетов у основной массы людей, мы и видим эту групповую нелюбовь к работе наряду с обществом потребления. Зачем подкреплять это регулярными каникулами, которые в первую очередь бьют по производству — загадка. Не то чтобы я призывал возрождать СССР, но вот с пропагандой трудолюбия надо что-то делать.
Но не все так мрачно, и, как ни странно, в данной ситуации кризис оказывает положительное воздействие. В отличие от первой декады января, когда трудно было найти хоть одну работающую компанию, все больше людей решили в той или иной степени проигнорировать майские праздники. Кто-то решил ограничиться 1-м и 9-м мая, а ряд компаний работают даже в эти дни. Например, автосалоны – у них нет выходных, им нужно активно заниматься продажами, чтобы выжить. Многие организации не стали распускать своих сотрудников на каникулы.
Можно сказать, что кризис выступает в данном случае в качестве инструмента естественного отбора в бизнес среде. Он отсеивает слабых, тем самым, расчищая простор для сильных. Жестоко? Возможно. Но это не больше чем естественный закон жизни. Сейчас нет стабильности – сейчас время перемен. А значит, самое время определить нравится ли вам ваша работа, и, если нет, сменить ее на ту, которую давно хотели.
С искусством тоже не так все плохо. Те же Духless (книги и фильмы), а особенно их успех, являются отличным примером того, что население нашей страны «наелось» потребительства и начинает ценностный аппарат меняется. Но таких примеров нужно больше. Причем не про зажравшихся молодых миллионеров, а про простых работяг, которых сегодня пора заносить в красную книгу.
Артём Кузнецов