Отечественные фильмы про боевые искусства
Поклонники боевых искусств наверняка просмотрели уже множество фильмов на данную тематику. В основном это картины иностранного производства, однако в снималось...
Опубликовано в Воскресенье, 4-го Декабря, 2022.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Ангола / Бимба / Боевые танцы / Висенте Феррейра Пастинья / Капоэйра / Мануэль душ Рейш Машаду / Режионал
Капоэйра — загадочное боевое искусство, которое гармонично вобрало в себя лучшие черты борьбы, танца и игры.
Сначала это была своеобразная форма протеста чернокожих рабов против жестокого обращения бразильских плантаторов. Впоследствии она превратилась в странную смесь акробатических элементов, подсечек, обманных движений, а также абсолютную непредсказуемость направления атаки.
Африка с индейским привкусом
Предполагают, что истоки уличной культуры капоэйра следует искать в нголо — «танце зебр», который поныне исполняют люди из народа Кабинда в Анголе, или в афро-индейском «танце с палками» — макулеле. Впрочем, яркая история боевого искусства берет свое начало с XIX в., когда началась борьба рабов и угнетенных слоев населения Бразилии за права и свободу. Именно тогда понадобились старые навыки танцевальной капоэйры, дословно capoeira (речь тупи-гуарани) — «вырубка», «вырубленный лес», то есть места, где скрывались беглые рабы, — киломбу. Считается, что рабы под музыку и песни долгое время танцевали завуалированную капоэйру, скрывая от хозяев истинную суть ее приемов.
Получив статус «политического изгнанника», капоэйра постепенно превращается в идеальное оружие маргиналов — бродяг и проходимцев из крупных городов, нелегальных иммигрантов и криминального мира. Ритмичные акробатические трюки позволяли простому люду легко уклоняться от ножа в руках врага. Со временем разбойники из кланов «гуайаму» и «нагу» в Рио-де-Жанейро настолько овладели искусством молниеносных пируэтов и кульбитов, что полиция лишний раз не совала нос в их междоусобные войны.
Кульминации Бимбо
Даже принудительное привлечение солдат-танцоров в армию и высылка их в отдаленные провинции только распространяли капоэйру по всей стране. Неудивительно, что основная информация о борьбе в те времена поступала из уголовных хроник. В 1888 году власти формируют из мятежных танцовщиков Черную гвардию для защиты монархии, но уже через год монархический режим прекращает существование, и в 1890 году правительство классифицирует капоэйристов как преступников, которых будет преследовать в течение следующих сорока лет.
В провинции Байя, откуда происходит капоэйра, кое-кто еще распространял драки с сальто в музыкальном сопровождении, и только в 1932 году Мануэль душ Рейш Машаду, легендарный Бимба, открывает первую в истории школу капоэйры, и на волне мегапопулярности в 1940 году ее изымают из перечня преступлений. Власть пошла на значительные уступки капоэйре, поскольку вовремя почувствовала, что подпольные бои-танцы могут стать одним из мощных столпов национальной идеи.
Поэтому уже в 1953 году Бимба с учениками устраивает показательное выступление для президента Бразилии Жетулио Варгаса. Тот самый Бимба, или «Три Удара» (именно столько ему хватало, чтобы разбить соперника), основал технику стиля «Режионал» и установил принципиальное правило безконтактности для всех бойцов. Именно он разработал основные методики преподавания капоэйры и комплекс ударов и движений.
Вслед за Бимбо появляется другой знаковый местре (мастер) — Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья), который положил начало стилю «Ангола».
Два течения одного направления
Таким образом, современная капоэйра представлена для широкой общественности в двух основных стилях — «Режионал» и «Ангола». Если первый вобрал в себя скорость и силу, массовые сальто, удары в прыжках и другие сложные акробатические элементы, то «Ангола» отдает предпочтение плавным медленным движениям, которые переходят друг в друга. Впрочем, каждый искусный Капоэйрист удачно применяет технику обоих стилей. Старшие по возрасту спортсмены отдают предпочтение спокойной «Анголе», тогда как молодые — более динамичному «Режионалю».
Обоим стилям присуща крайне низкая стойка, а основным видом перемещения остается «джинга», суть которого заключается в пританцовывании (дань африканским корням бразильского народа) в боевой стойке. В общем, для капоэйры характерна активная игра-атака ногами, а движения руками играют второстепенную роль. Как правило, удары руками — это обычные хлопки ладонями, в то время как удары ногами традиционно делаются в прыжках с опорой на руки. Для капоэйриста вполне естественно целить в любую часть тела соперника, будь то корпус, голова или ноги. К акробатике прибегают, уклоняясь от ударов соперника или для проведения энергичной атаки.
Следует отметить, что современные преподаватели уделяют одинаковое внимание как физической подготовке и постановке техники, так и развитию у учащихся положительных человеческих качеств. Вместе с техникой ученик впитывает в себя всю философию капоэйры, изучая португальский язык, музыку и песни, многострадальную историю искусства и т.д.
Праздник Роды
Традиционное «жогу» («игра») не ограничивается поединком капоэйристов: большое количество участников, как правило, в белом одеянии, отвечает за импровизированное музыкальное сопровождение. Задают тон припевом — ладаиньей, другие хлопают в ладоши и поют хором на португальском языке. В течение боя музыканты подыгрывают на похожем на лук беримбау, барабане атабаке, двух бубнах пандейра, колокольчиках Агого, колотушке реку-реку, а также на кашише — корзине, которая воспроизводит шелест дождя. Звуки музыки призваны задать определенный темп и ритм, а также создать соответствующий настрой у всех участников «игры».
Перед началом поединка его участники становятся в круг, в центр которого по очереди выходят «игроки», которые приседают, касаются рукой пола и показывают невероятные движения. «Рода» (порт. «круг», «колесо») — альтернативное название «игры» — может длиться непрерывно в течение нескольких часов, а замена бойцов часто происходит по одному; очередность никто заранее не определяет, поскольку каждый сам выбирает время, на которое он входит в круг и выходит из него. Тот, кто в конце концов выходит из круга «безупречно белым», то есть ни разу не коснувшись одеждой земли, считается хорошим бойцом.
При этом для непосвященных зрителей перформанс представляется бессмысленным, ведь какие бы штуки не выбрасывали акробаты, опасные удары никогда не достигают цели — нога одного соперника может запросто просвистеть над ухом другого. Неудивительно, что рода с ее магией движений обеспечила местре капоэйры неизменную популярность на легендарных бразильских карнавалах.
Экзотическая экипировка
В стиле «Режионал» костюм капоэйриста составляют идентичны для всех белые хлопчатобумажные брюки и белая майка с эмблемой школы. Разница только в цвете пояса-кордао или нашейного платка-ленко, свидетельствующих об уровне мастерства бойца. Все три цвета составляют цветовую гамму бразильского флага.
В школах стиля «Ангола» такая же белая спортивная одежда, смена поясов и посвящения, как правило, не проводятся.
Акробатические драка
Капоэйра только на первый взгляд кажется безопасным видом спорта. На самом деле опытный боец с легкостью может определить «магический круг», то есть, сделав стойку на руках, нанести удар ногами в голову соперника, дальше сбить с ног второго и сразу же атаковать третьего.
Благодаря своему революционному прошлому капоэйра имеет и боевое направление, которое включает борьбу одного человека против нескольких соперников, борьбу со связанными руками, а также работу с оружием. Например, во время традиционного танца макулеле поединок проходит с мачете в руках. Также обычным для капоэйры оружием являются небольшие ножи с изогнутым лезвием без рукоятки, которые удерживаются с помощью пальцев ног.
На территории бывшего Советского Союза капоэйра мгновенно прославилась благодаря фильму 1993 года «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом. Приемы опасной для жизни капоэйры ярко продемонстрировал актер Уэсли Снайпс в кинотрилогии «Блейд». А герой Венсана Касселя в «12 друзей Оушена» с помощью капоэйры феерично обошел мощную лазерную систему безопасности.