Skoda оставила позади себя Lexus и Porsche
В чем разница между Skoda и гриппом? – От Skoda избавляться нет желания. Все ли довольны Skoda? — Естественно, особенно все кошки. Подобным анекдотам...
Опубликовано в Понедельник, 9-го Мая, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Skoda / Skoda Auto / Йозеф Кабан
Главный дизайнер Skoda Auto Йозеф Кабан — о создании классических семейных автомобилей и сногсшибательных суперкаров, а также о том, как сбываются мечты.
Карьера молодого, но уже весьма именитого автомобильного дизайнера родом из Словакии Йозефа Кабана может показаться удивительной. К 38 годам он успел внести весомый вклад в традиционный немецкий автопром, поработав в Volkswagen и Audi, и прославиться как создатель истинной легенды — самого дорогого, самого быстрого, 1001-сильного Bugatti Veyron, прокатиться в котором мечтает едва ли не каждый любитель скорости. В интервью главный дизайнер Skoda Auto Йозеф Кабан рассказал о власти рационального подхода и слабостях бессмысленной красоты, проведя параллели между современными машинами и новогодними елками.
Вы создавали совершенно разные автомобили для разных людей. В чем ваш секрет?
Никаких секретов. Все очень просто: я много работаю. (Смеется.) Люблю ставить перед собой амбициозные задачи. Фишка в том, что креативность — вещь абсолютно непредсказуемая. Но о вдохновении нужно заботиться. Никогда не знаешь, когда и где оно тебя настигнет и в какой момент улетучится, и нужно быть готовым схватить его за хвост. Мне нравится разрабатывать уникальные продукты, иметь дело с различными брендами. Кроме Bugatti, Audi и Skoda я сотрудничал еще и с Volkswagen. Однажды ты понимаешь, что пришло время перемен и пора начинать все с чистого листа. Переходя в новую компанию, прежде чем рисовать эскизы автомобилей этой марки, я досконально изучаю ее историю, специфику и ноу-хау, а также много общаюсь с сотрудниками, чтобы разобраться в том, как налажен процесс. Начинать с нуля непросто, особенно если ты уже добился успеха в другом проекте. Но безумно интересно.
После сногсшибательного Bugatti не скучно создавать практичные семейные Skoda?
Нисколько. Более того, делать Skoda для меня — удовольствие. Я родился в Чехословакии, и наша семья всегда ездила на машинах этой марки. Чуть ли не вся история бренда отметилась у нас в гараже! Конечно, работа в Bugatti была одним из самых удивительных периодов моей жизни. Но я предпочитаю смотреть вперед, а не оглядываться назад. Мне не нравится разрабатывать чересчур вычурные, футуристичные автомобили, к которым покупатель еще не готов.
Существуют ли, на ваш взгляд, особенности национального чешского автодизайна? К примеру, российский автопром невольно ассоциируется с тазиками или табуретками на колесах…
По-моему, чешские машины олицетворяют стремление соединить функциональность с привлекательным внешним видом. Здесь важна отправная точка. Результат будет лучше, если мы придумаем, в какую визуальную форму облечь необходимую нам опцию, а не наоборот. Какой смысл делать красивые вещи, которые в итоге никому не нужны? То же и с автомобильным дизайном: рациональность должна быть первична. Чехам, как и немцам, кстати, свойственны точность, прагматизм, тяга к техническим новшествам. Skoda входит в семью Volkswagen Group, и у нас много общего. Это видно по конечному продукту.
Недавно Skoda провела ребрендинг: представила обновленный логотип, новую философию и стратегию развития. Какой вы видите эту марку?
В первую очередь она вызывает симпатию. Это автомобили, построенные с точки зрения практичности. У подобных брендов значительные шансы выжить при любых условиях, даже в кризис. Однако чувственная составляющая также очень важна: моя задача — привнести в бренд больше «сердца», больше эмоций. Наш концепт Vision D, дебютировавший в Женеве, апеллирует к очень близкому будущему. Он свидетельствует об эволюции Skoda — с сохранением прежнего шарма, фокуса на функциональности, пространстве и комфорте, но с добавлением элегантности и индивидуальности.
Компания объявила, что собирается выпускать новые модели не реже чем раз в полгода. Судя по всему, вам придется жить в офисе. А как же семья, отдых, хобби?
Знаете, в чем проблема? Моя работа на самом деле вовсе не работа. Это моя жизнь. Я целый день рисую эскизы, общаюсь с людьми, делаю скетчи, решаю всякие организационные вопросы и опять рисую. Прихожу домой, играю с детьми (у меня их двое), укладываю их спать — и снова рисую, думаю об автомобилях. Мне кажется, я все время о них думаю. Это моя страсть, и я совершенно счастлив иметь такой круглосуточный и круглогодичный рабочий день.
В среде дизайнеров принято перенимать опыт друг у друга?
Мне чрезвычайно повезло: я сотрудничал с такими мэтрами, как Джорджетто Джуджаро [в прошлом году автомобильное дизайн-бюро Italdesign Giugiaro вошло в Volkswagen Group.] и Вальтер де Сильва. Когда я учился, они были для нас недосягаемыми, как звезды. Ради того чтобы более тесно общаться и работать с Джуджаро, я готов был выучить итальянский язык. В профессиональном и человеческом плане эти люди дали мне очень многое.
Как рождаются дизайнерские идеи? Скажем, как вам пришел в голову облик того же Bugatti Veyron?
Вдохновение повсюду. В общении, в природе — в чем угодно. Но важнее другое — понимание. Понимание, что ты делаешь, зачем и для кого. Сложность автодизайна в том, что результат должен впечатлить огромное число самых разных людей — не только простых автолюбителей, но и экспертов. Только тогда можно говорить об успехе. Дизайнер — своего рода психолог. Когда я придумываю новый автомобиль, я начинаю с финала. Представляю, что стою перед уже готовой машиной, смотрю на нее и пытаюсь понять, какие чувства она у меня вызывает.
А у вас какая модель?
Мне нравится их менять -по настроению и в зависимости от того, куда еду. Сюда, в Женеву, я приехал на Skoda Superb Combi, дома вожу кроссовер Yeti. Раньше у меня была компактная городская Fabia.
И неужели автомобиль вашей мечты тоже Skoda, а не какой-нибудь суперкар?
Не поверите -да. (Смеется.) Если серьезно, я предпочитаю не распыляться, думая о том, что сейчас для меня неважно. Начни я грезить, допустим, о новом Maserati, тут же захочется самому его сделать! Я себя знаю: мечтать нужно осторожно, поскольку все желания рано или поздно сбываются. По крайней мере у меня так.
Глядя на продукцию современного автопрома, какие общие тенденции в дизайне вы отмечаете?
Производители стараются все больше нравиться покупателям, дизайнеры пускаются во все тяжкие, чтобы выделиться и сочинить что-то новое и притягательное. На последнем Женевском автосалоне я увидел много интересных с точки зрения дизайна машин, но некоторые бренды меня откровенно разочаровали: их модели стали слишком перегружены ненужными декоративными элементами, как блестящей мишурой. Мне это напоминает новогоднюю елку. Красиво, нарядно — да. Но Рождества ждешь только один раз в году, а если эта ель постоянно стоит у вас в углу, то перестает приносить радость и будет лишь раздражать. В автомобилях, как и в женщинах, мишура и побрякушки не важны — важны пропорции.
С Йозефом Кабаном разговаривала Ольга Саруханова