Все современные языки происходят от одного африканского
Современные языки произошли от одного древнего африканского наречия, появившегося 50-70 тыс. лет назад. Такой вывод сделала группа ученых во главе...
Опубликовано в Воскресенье, 8-го Мая, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Языки
В мире существует более 6800 языков. Более 90 процентов из них имеют менее ста тысяч носителей. Около 350 языков — менее пятидесяти носителей. В то же время 40 языков — самые популярные, ими общается около 66 процентов населения планеты.
Так, китайским владеют 1 млрд. 300 млн. человек; английский язык — родной для 354 млн. человек и еще втрое больше владеют им как вторым языком, испанским — более 600 млн., арабском — 370 млн., на русском говорят около 300 млн. О безопасности этих языков можно не волноваться, а вот другие оказываются под угрозой повторить судьбу еякского языка, исчезнувшего три года назад, когда умерла Мэри Смит Джоунс – последняя, разговаривающая на нем, женщина. Смерть языка — потеря человечеством частицы уникальности, поскольку языки — это и есть отражение жизни и мира, в котором живет тот или иной народ.
Светлого будущего языкам ученые не предсказывают. Лингвисты, работавшие в рамках программы международной организации Worldwatch, пришли к выводу, что к концу XXI века исчезнет половина из сегодняшних языков. «И это еще оптимистичный прогноз», — замечают они. По оценке Национального географического общества США, каждые две недели в мире умирает один язык. Чтобы хоть как-то повлиять на эту ситуацию, была создана «Краснаю книгу языков», в которой языки разделены по категориям, в соответствии с уровнем сохранности (Levels of endangerment), т.е. шкалы из нескольких категорий, предложенной ЮНЕСКО для определения опасности, в которой оказался тот или другой язык. Существует шесть уровней. Первый — языки, отмершие после 1500 года; языки, находящиеся на грани исчезновения (ними разговаривают несколько десятков пожилых людей, таких как — около 540 — маньчжурский, айнский) языки, исчезают (свыше 500: ижорский, кетский), неблагополучные языка (количество детей, которые ними разговаривают, резко сокращается, таких — более 650: коми, ирландский), нестабильные языки (язык, которым хоть и говорят люди разного возраста, но они либо не имеют официального статуса, либо не престижны, их около 610 — белорусский, чукотский,) и благополучные языка. Причем, как отмечают лингвисты ЮНЕСКО, «исчезновение языков наблюдается во всех регионах мира и в разных условиях развития экономики».
Но не все так плохо: языки не только умирают, но и обладают способностью воскресать. Карнийские язык — один из кельтских языков, своего последнего носителя потерял в 1777 г. Через сто лет речь воскресла и дожила до сегодняшнего дня (сейчас на нем разговаривают около двух тысяч человек). Еще примечательно пример — история иврита. Еще сто лет назад на нем никто не разговаривал. Существовала лишь письменная форма, которой пользовались во время иудейских богослужений. Но с возникновением в 1948 г. Израиля иврит получил статус государственного языка. Теперь им пользуются более пяти миллионов израильтян. Престиж и популярность этого языка растет с каждым годом.
— У людей, которые говорили на разных языках, возникает необходимость объясниться, — объяснила феномен иврита заведующая кафедрой украинского прикладного языкознания, доктор филологических наук профессор Ирина Кочан. — Общим знаменателем для них, благодаря вере и государству, стал иврит. Этот же принцип общему знаменателю объясняет популярность английского языка, который сейчас взял на себя функцию языка международного общения. Но объединяющим фактором для людей в этом случае являются наука, бизнес. Люди предпочитают языки, с помощью которых легче делать карьеру, жить в обществе. Хотя без государственной поддержки и здесь не обошлось. В США не получишь достойной работы без совершенного владения английским. В Беларуси, к примеру, все наоборот. Белорусский язык — не востребован государством. На нем разговаривают единицы. Властная верхушка изо всех сил показывает, насколько это невостребованный и не престижный язык. Подобные процессы наблюдаются и в Украине. У нас только написано, что государственный язык — украинский. Но большинство депутатов, представителей власти позволяют себе переходить на русский язык. Таким образом, они показывают пример всему населению, поднимая престиж «общепанятного» и снижая статус украинского языка.
Чтобы спасти тот или иной язык, нужен системный подход, убеждены лингвисты. Во-первых, это интерес снизу: люди должны быть заинтересованы в сохранении своего языка. Во-вторых, интерес сверху: государственная и международная поддержка. Нужно ввести язык в образовательную систему, поднять ее престиж, поощрять использование языка в литературе. Это достаточно затратная инициатива, но и она может приносить не только нематериальные, но и денежные доходы, например, благодаря туризму. «Язык должен выполнять свои основные функции, — рассказывает формулу успеха языка Ирина Кочан. — Коммуникативную, культуроносную, познания, словообразования, мислетворения, номинативную, идентифицирующую (именно язык показывает, к какой нации ты принадлежишь)… Если какие-либо функции утрачиваются, язык оказывается под угрозой. Государство и язык взаимосвязаны. Когда государство достигает определенных высот популярности, статус его языка растет прямо пропорционально».