Музей Москвы запустил программу мероприятий к выставке «Москва пешком. Из истории Китай-города»
Летние дни и вечера – прекрасное время для неспешных прогулок по Москве и изучения её живой истории. К выставке «Москва...
Опубликовано в Субботу, 15-го Октября, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Виноделие / Москва / Подмосковье / Торговля
Каждый идет к славе или бесславию своей дорогой, но многое на этом пути зависит от того, кто рядом. «С кем поведешься — от того и наберешься» гласит старая русская пословица. Что же касается Подмосковья, то его никак нельзя представить и понять без Москвы, которая волею истории в течение восьми с лишним веков сильнейшим образом воздействовала на быт и экономику края.
Первым и важнейшим фактором, способствовавшим росту и процветанию нашей земли, стало ее выгодное географическое положение. Москва оказалась в центре северо-восточной Руси. Благоприятное расположение рек сделало ее местом пересечения важных водных и сухопутных дорог, связывавших север и юг, запад и восток древнерусского мира. Москвичи взимали таможенные пошлины, предоставляли транзитные услуги, и это содействовало быстрому возрастанию силы и богатства города и края.
Крепости, построенные на границах московского княжества, превращались в города. Судьба их различна. Одни, как Дмитров и Коломна, продолжали развиваться и ныне занимают достойное место в экономике области. Другие, как Перевиток, Тешилов, Хотунь, в связи с ростом Московского государства, постепенно теряли военно-стратегическое и торговое значение, и сегодня мало что говорят даже подмосковному жителю. А есть еще города, появившиеся на картах сравнительно недавно, которые вследствие благоприятных обстоятельств, и, благодаря строительству новых транспортных артерий, очень быстро из малозаметных населенных пунктов превратились в крупные промышленные центры. Таков Подольск, основанный при Екатерине II.
Канал, соединивший Москву-реку с Волгой, долго оставался мечтой, поэтому от века к веку неуклонно возрастали масштабы и роль сухопутных перевозок, пока наконец в XIX столетие земля в Подмосковье решительно не преобразилась, что внесло в размеренную и неторопливую жизнь динамику машинного труда.
Естественно, самая большая торговля была в Москве. Городской торг, по свидетельству современников, в лучшие годы отличался многообразием товаров, привлекал толпы людей. Особой красочностью и изобилием славились торговые ряды Китай-города. Побывавший в Москве австрийский посол Николай Варкоч был поражен славной площадью и большой торговлей. «Трудно вообразить, какое там множество лавок, — восклицает литовец Маскевич, — какой везде порядок, для каждого рода товаров, для каждого ремесленника, самого ничтожного, есть свое особое место!» Здесь было на что посмотреть и чему подивиться: на Красной площади под стенами кремля многочисленными были ряды со съестными припасами, несколько рядов торговали кожевенными изделиями. Получались как бы особые рынки для каждого ремесла отдельно. Зимой торговля велась и на льду Москвы-реки. Там можно было купить хлеб, глиняные горшки, кадки сани и прочее. Ремесленное и торговое население Москвы, представители вольных профессий питались почти исключительно продуктами, приобретенными на рынке. C-трелецкий гарнизон и духовенство, лишь отчасти обеспеченные хлебным жалованьем, также пользовались услугами рынка.
Наши предки поднаторели в городском быту на рынках, и иностранцы, описывая нравы Московии, не делали различий между коренными москвичами и подмосковными, называли их московитами. С другой стороны, деревенские московиты имели немало преимуществ перед горожанами, оторвавшимися от природы земли матушки. Этот особый характер проявлялся в названиях, традициях, недаром мытищинцы, например, переводили и переводят название своего города как «мы те еще».
Вина в Москву привозились издалека, с берегов Черного моря и из Европы. Они были дороги и покупались людьми богатыми. Народ же употреблял напиток более скромный – пиво, особенно простейший его вид – брагу. В Москве и Подмосковье действовало несколько крупных казенных монастырских и боярских пивоварен. А основой для производства питей служило отечественное сырье: пшеница и хмель. Выращивание пивоваренного сырья считалось в Подмосковье, да и во всей России, делом чрезвычайно почетным. Им с усердием и нескрываемой гордостью занимались знатные дворяне и особы с высокими титулами. Многие ли знают, что, например, фельдмаршал Кутузов до того, как изгнал армию Наполеона с земли российской и прославил тем самым отчизну и русское оружие, увлеченно трудился на ниве промышленности и коммерции в своем имении. Великий полководец построил пивной завод и успешно торговал хмелем. Когда в России, после введения сухого закона, были полностью остановлены пивзаводы, наши хмелеводы предложили Англии несколько тонн хмеля взамен постоянно ввозимого туда из США, более дорогого и худшего качества.
Основным занятием населения на протяжении столетий являлось сельское хозяйство. Больших доходов оно за небольшим исключением не приносило, земледелие для многих крестьянских хозяйств Подмосковья играло весьма скромную подсобную роль, тогда как главным средством существования служили работа на фабрике и промысловая деятельность. Первые места среди подмосковных промыслов занимали извоз, ткачество и работы, связанные с заготовкой леса и изготовлением из древесины разнообразных предметов, от мебели до клетки сруба дома.
Благодаря предкам мы освоили и полюбили сотни профессий, которые кормят и поят нас сегодня, стали частью нашей жизни.