В Москве покажут работы Леонардо да Винчи
В первый день весны в столице России откроется крупнейшая передвижная выставка Леонардо да Винчи с названием «Гений да Винчи», продлится...
Опубликовано в Четверг, 18-го Августа, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Картины / Коллекционирование / Леонардо да Винчи / Мадонна Бенуа
Дени Дидро в 1767 г. писал Екатерине II: Невероятно, чтобы в России когда-либо скопилось достаточное количество картин, способное внушить подлинный вкус к искусству.
Он предлагал императрице покупать гравировальные доски, чтобы иметь хотя бы переводы, когда нет подлинников.
Дореволюционная история частного коллекционирования в России охватывает всего два века. Но расцвет его был очень бурным на удивление всей Европе. Начинали монархи, за ними последовала знать и, в конце концов, все культурные сословия.
К сожалению, это целенаправленное накопление культурных ценностей в России не отразилось в крупных обобщающих исследованиях ученых. Даже об Эрмитаже, поглотившем множество знаменитых частных коллекций, литературы такого рода нет кроме давно написанных, но не так давно опубликованных трудов В.Левинсона-Лесинга и Якоба Штелина. Совсем недавно появилось несколько изданий о купцах-коллекционерах мемуарного характера. Но жажда точных знаний о частном собирательстве не утолена. А потому таким своеобразным и интересным стал факт выхода в свет сборника Частное коллеционирование в России, подготовленного Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. 27 докладов специальной научной конференции дают богатый фактический материал для понимания масштабов собирательской деятельности в России с XVIII по ХХ вв.
Из сборника можно почерпнуть сведения о том, как формировалось, например, собрание Царского Села — первой отечественной картинной галереи. Где, за сколько для нее покупали картины Корреджо, Рембрандта, Рубенса, Тенирса и почему при этом таким важным оказалось немецкое посредничество. Очень интересна также ранее неопубликованная информация о коллекционерской деятельности Павла I, Александра I, Александра III, Н.Демидова, С.Третьякова, Д.Хомякова, а также Шереметевых, которые собирали картины из поколения в поколение на протяжение двух столетий.
Исторические катаклизмы настолько радикально перевернули жизнь России, что в наше время после длительной исследовательской паузы многое уже трудно восстановить. Особенно когда речь идет о коллекциях, распроданных наследниками еще до революции. В сборник включен доклад о забытом собирателе генерале Корсакове. Он служил при Екатерине II, считался любимцем Павла I, при Александре I стал сенатором и ушел в отставку в 1811 г. А в 1821 г. он имел лучшую частную картинную галерею в С.-Петербурге. Для современников он был живой легендой, лучшие художники Российской империи писали его портреты – Егоров, Варнек, Кипренский. Но какие имена были в его собрании! Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Пуссен, Мурильо, Рибера, Ван Дейк.
В 1822 г. после смерти коллекционера его сын в газете Московские ведомости дал объявление: Продается известная картинная галерея, принадлежавшая сенатору Алексею Ивановичу Корсакову, вместе и порознь. Благодаря тому, что картины вышли на публичный аукцион, восстановлен полный список собрания с ценами, которые сегодня кажутся неестественно низкими. Экспертизой занимался профессор Академии художеств Андрей Иванов. Он сделал общую оценку стоимости картин: 51240 руб. Самыми дорогими были работы итальянских академистов, Например, Правосудие Луки Джорджоне стоило 10000 руб. Самая низкая цена — 50 руб была назначена за работу Рембрандта Распятие спасителя. Портреты Рафаэля не превышали 300-400 руб. Распродажа шла вяло, как свидетельствует П.Свиньин, из-за высоких цен. Императорский Эрмитаж получил от этих торгов несколько работ. Однако самую ценную картину приобрел купец Сапожников: взял под мышку маленькую работу Леонардо да Винчи и ушел, заплатив 1400 руб. Это была Божья Матерь с предвечным младенцем (знаменитая Мадонна Бенуа) — теперь жемчужина постоянной экспозиции Эрмитажа.