Инкубатор тщеславия

Опубликовано в Воскресенье, 1-го Мая, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги:
Рубрика: Моя газета > Культура > Музыка > Инкубатор тщеславия

Инкубатор тщеславия

Шоу-бизнес превратился в настоящий конвейер, каждый винтик которого грезит о миллионных доходах. Но практика показывает, что в мире селебрити лучше заработки вовсе не у звезд эстрады.

Погоня за славой усилиями продюсеров, промоутеров и массмедиа превращается в хорошо отлаженный бизнес. Кто следующий?

Пушкин

Сергей Рябов, Елена Шишлова, Кинес Кизиитов, Евгения Рябова, Мария Фомичева

«Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы!» — писал Пушкин , приветствуя уничтожение дневников и личных записей лорда Байрона. Безусловно, знаменитости повсюду и во все времена были обречены на повышенное внимание публики. Учитывая этот факт, деятели отечественного шоу-бизнеса за два десятилетия новой российской истории научились виртуозно дирижировать общественными настроениями для создания максимальной добавленной стоимости. Пара хитов, тройка скандалов, удачная медиакампания — и готово! Новая звезда музыкального фастфуда может отправляться с чесом по городам и весям, чтобы спустя год-два кануть в безвестность. Стоит ли удивляться, что характерной приметой наших дней стали селебрити-тусовщики, не производящие абсолютно ничего разумного-доброго-вечного, но зато звучащие из каждого утюга?

Инкубатор тщеславия

Музыкальный конвейер

В марте на Первом канале стартовала восьмая по счету «Фабрика звезд». За минувшие годы проект, полностью копирующий телевизионное шоу Star Academy голландской телекомпании Endemol, подарил российской эстраде более 50 исполнителей и с десяток групп. Вот только имена большинства фабрикантов-выпускников нынешние зрители едва ли вспомнят. Это пример, прекрасно иллюстрирующий состояние отечественного шоу-бизнеса в целом. «Дело в том, что в последнее время отрасль превратилась в своеобразный инкубатор: все артисты на одно лицо, у всех все одинаково до такой степени, что не понимаешь, кто поет, кто выступает» — так еще два года назад отзывался о происходящем продюсер Иосиф Пригожин. Причина, по его словам, проста. Меняется формат эстрадного бизнеса: лидерство сегодня не за исполнителем, а за песней. Если она стала хитом, то принесет денег гораздо больше, чем альбом, в том числе за счет мобильного контента.

Инкубатор тщеславия

Елена Максимова

Вот и получается, что если раньше появление групп, которых промоутеры и агенты когда-то метко окрестили «поющими трусами», относились скорее к творческим неудачам, то теперь их тиражирование не выходит за рамки нормы. Практически всегда продюсеры четко знают, на какой срок рассчитан проект, рассказывает певица Елена Максимова. «При создании звезды уже видна конечная цель. Бывают группы одной песни: сделали хит, собрали дивиденды и распустили коллектив. А эту песню потом могут крутить долгие годы», — поясняет она. Таких артистов много, и это свойственно странам с неразвитой музыкальной индустрией, соглашается генеральный директор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. Изначально как оригинальная бизнес-модель такой конвейерный подход, наверное, не задумывался, но, когда стало ясно, что одна песня вытягивает рейтинги, многие им воспользовались.

Правильность новой системы мышления продюсеров подтвердил финансовый кризис, когда резко сузился круг инвесторов, готовых вкладываться в долгосрочные проекты. «Сложно угадать реакцию публики. Бизнес-планы, конечно, прописать можно исходя из каких-то моделей, но вероятность их реализации крайне низкая», — полагает Евгений Сафронов. Так в условиях повышенных рисков и стала девизом крылатая фраза «Алло, мы ищем таланты!». Кандидаты на звание звезды множатся как грибы после теплого летнего дождика, и перед зрителями предстает безликая масса смазливых мальчиков и девочек с претендующими на хит песнями. Вдруг кто «выстрелит»?

На слуху, на виду

Итак, какова же схема раскрутки современных звезд и ее стоимость? На первом этапе продюсер занимается поиском нужного образа, говорит Елена Максимова. Множество фотосессий, тщательное изучение общественного мнения и сотни просмотров. Когда будущая звезда найдена, под нее пишется материал и определяется стратегия развития. «Так, если речь идет о красивой девочке со слабыми вокальными данными, то нужно делать акцент на ее внешности, чтобы нравилось мальчикам, и выбирать простые милые песни, рассчитанные на молодую женскую аудиторию», — раскрывает незатейливую кухню певица. В студии записываются три-четыре композиции, а потом их отдают на радиостанции, которые решают, пускать ли новинки в эфир. Стоимость песни сегодня варьируется: 2-3 тыс. долларов заплатят малоизвестному автору, до 100 тыс. долларов -раскрученному композитору.

Затем закипает основная работа. Конвейер по производству артистов налажен не хуже, чем у Генри Форда, но вот как привлечь к ним внимание публики? Начинающим певцам и музыкантам как воздух нужны публикации, узнаваемость — и они готовы на что угодно, лишь бы о них писали и говорили, считает директор по связям с общественностью интернет-библиотеки СМИ информационно-аналитической системы Public.Ru Валерия Королева. «Недостаточность творческого материала, концертной востребованности, да чего уж там скрывать, таланта и трудолюбия покрывается мощнейшей скандальной медийной активностью», — отмечает она. Эту мысль подтвердил представитель плеяды новых российских исполнителей — Тимати. По словам рэпера, начинавшего карьеру как раз на «Фабрике», 70% информповодов создаются артистами искусственно.

Известность «скандалистов» растет благодаря интересу людей к подобным историям. Жизнь звезд, согласно взгляду обывателя, складывается из вечеринок, свадеб, разводов, посещений приемов, участия в откровенных фотосессиях, рекламы товаров и пластических операций. За раскруткой следует создание фан-клубов и, если повезет, приглашение молодого исполнителя на мероприятия вроде «Золотого граммофона». «Здесь, кстати, срабатывает стадное чувство, — уточняет Елена Максимова. — Стоит попасть на один проект подобного уровня — и остальные сразу начинают зазывать к себе».

Затраты на такую вот публичность, или пресловутое звучание из каждого утюга, зачастую превосходят стоимость песенного бэкграунда. Продюсер проекта David Оксана Бойко утверждает, что суммарные вложения в звезд, которые появились недавно и теперь красуются в хит-парадах на первых местах, в среднем составляют 1 млн долларов. При этом она категорически отвергает возможность бесплатной раскрутки посредством популярных сервисов наподобие YouTube. «При помощи Интернета, безусловно, можно добиться временной известности, но без финансовой поддержки проект прекратит свое существование. Вот смотрите: Петр Налич каким-то чудом попал на «Евровидение», а где он теперь? Дальше YouTube дело не пошло», — аргументирует она. Весь секрет — в аудитории: молодежь может слушать кого-то в Сети и скачивать треки, но ходить на концерты она не будет.

Период живучести подобных проектов опрошенные эксперты оценивают максимум в два-три года. «Если артист сумел продержаться в топ-листах такой срок -это удача. Большинство попадают туда лишь один раз», — констатирует Евгений Сафронов. Отсюда и перекосы в суммах, которые исполнители запрашивают за выступления на концертах и корпоративах: начинаясь с 15 тыс. евро за час, гонорары поднимаются в самые облака. Представитель одного из концертных агентств на условиях анонимности сообщил, что Елена Ваенга однажды пожелала получить 200 тыс. евро. «Это был особый случай. Жена олигарха сказала: «Хочу, и все», — улыбается собеседник. А происходит такое потому, что никто из артистов не знает, как долго он будет востребован. Хотя в последнее время проекты чаще всего не закрываются. «В нашей стране можно ничего не сворачивать: всегда найдутся заказчики и залы, которые станут приглашать певца только за былые заслуги. Поэтому у нас артист может жить вечно», — уверена Елена Максимова.

Что ж, остается надеяться, что этот острый подростково-бунтарский этап развития российского шоу-бизнеса когда-нибудь пройдет, говорит Валерия Королева. Западная модель поведения знаменитостей тоже основана на эпатаже, но сегодня на первый план там выходят семейные ценности, здоровый образ жизни. Оскандалившиеся звезды публично признают свои ошибки и рассказывают о борьбе с вредными привычками, занимаются благотворительностью и пишут книги для детей. Может, и мы дорастем.

Оставить комментарий

Гороскоп

Фотогалерея

Фото-рецепты

© 2007-2024 Моя газета • Взгляды редакции могут не совпадать со взглядами авторов статей.
При цитировании и использовании материалов ссылка, а при использовании в Интернет - прямая гиперссылка на издание "Моя газета" обязательна!