Использование витражей в современности
Слово «витраж» происходит от латинского Vitrum, что значит «стекло». Витраж представляет собой композицию из разноцветных стекол различной формы, предназначенную для...
Опубликовано в Пятницу, 12-го Февраля, 2021.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
В европейских языках нет ни одного единого по форме термина, обозначающего мозаику оконных стекол. В русском языке традиционно используется понятие «витраж», вобравшее в себя английские «painted glass/stained glass windows», немецкий «Glasgemalde», и французский «vitrail». Последний вариант, частично копирующий латинское слово Vitrum – «стекло», наиболее близок по звучанию к привычному для ушей россиянина произношению.
Выполняемые мастерами в этой технике произведения стекольного искусства становятся день ото дня популярнее. Это объясняется как художественной ценностью изделий, так и тем, что они изготавливаются вручную, обеспечивая каждому отдельно взятому экземпляру право быть уникальным.
Как известно, основная задача дизайнера — подарить интерьеру помещения индивидуальность хозяев. По желанию заказчика подбирается гармоничное сочетание элементов различных стилей и форм, объединенное в пространстве одной комнаты.
Сегодня витражи занимают одно из приоритетных мест в оформлении интерьера в современном и классическом стиле, придавая пространству полупрозрачную легкость и отражая суть художественной концепции. После десятилетий господства архитектурного рационализма, изменчивые формы модерна стали предметом восхищения: современный витраж имитирует рисунок натурального дерева и камня, а оформленные в классическом стиле панно подчеркивают изысканную роскошь помещения.
Витражные композиции выполняются в традиционных техниках (латунная и свинцовая протяжка), а также Тиффани и Фьюзинг. Являясь универсальным инструментом декора, витражи служат дверными филенками, заменяют оконное стекло, изолируют пространство от посторонних взглядов и вместе с тем пропускают свет.
Принято считать, что витражное искусство зародилось в эпоху Средневековья, хотя первые упоминания о раскрашенном стекле относятся еще к временам Плиния Старшего, упоминавшего в трактате «Naturalis historia» о павиментах сводов из цветного стекла. Позже, рисунки на религиозные тематики, представлявшие собой набор разноразмерных и разноцветных стекол, стали украшать фасады готических храмов. В частные дома обеспеченных горожан замысловатые стекольные фантазии перекочевали лишь к середине 17-го столетия.
Любопытно, что получившие широкое распространение в католической церкви витражи, почти не нашли отклика в православных храмах, не смотря на то, что цветное остекление довольно широко применялось в княжеских теремах на рубеже 12-13 вв. Примером русского мастерства можно назвать виртуозный витражный алтарь 14 века, украшающий сегодня Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
В Европе наивысшего подъема витражное искусство достигло в середине 18 века, когда центром изготовления расписных стекол был признан Шартр. В нем образовалась самая известная школа мастеров, ученики которой сделали более двухсот рисунков готических окон.
В 20-м столетии развитие получили и само искусство, и техника исполнения за счет появления новых способов обработки материалов. Более простые и дешевые технологии позволили витражам переместиться из храмовых залов и домов знатных господ в фойе театров, музеи и гостиные любителей высокого искусства.
Советские витражи начисто лишены религиозной подоплеки, зато проникнуты четким рационализаторским духом. Их «потомки» — витражные узоры 21 столетия возвращаются к истокам, имитируя рисунки эпохи ренессанса.
Любой город старой Европы и постсоветского пространства может похвастаться веером из витражных панно, напоминающих о мастерстве стекольщиков-живописцев, творивших в стенах зданий много лет назад.
Прелесть этих витражей в том, что картина, созданная из раскрашенного стекла, никогда не потеряет насыщенности красок, а игра бликов света на ней веками будут будоражить воображение.