Темы картин Годара
Каждая его картина – это крик души, взывающий обратить внимание на ту или иную проблему. В фильме «Маленький солдат» раскрывается...
Опубликовано в Понедельник, 20-го Февраля, 2012.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Жан-Люк Годар
Отказ от традиционного помещения зрителя перед условным экраном позволяет Годару мыслить совершенно необычные топологические конструкции. Изображение уподобляется ленте Мёбиуса, становится двусторонним. Годар говорит о своем желании проникнуть в него, «увидеть оборотную сторону, увидеть это сзади, как если бы мы были за ним. Или вернее: внутри изображения». Таким образом сцена становится своеобразной мембраной («экран между собой и вещами»), в которую зритель-кинематографист попадает, как в лабиринт, и которая оказывается проницаемой плоскостью перед человеком и реальностью, местом встреч и желаний. Годар систематически помещает кино «между» — между человеком и зеркалом: «Существует некто, «человек». Кино Годара — это нечто, происходящее».
По существу, Годар по-своему воспроизводит идеи современной философии и психоанализа, тем самым решительно опережая сегодняшнее киноведение. Ведь только такое промежуточное («между») положение фильма и позволяет свести в нем воедино описанный, например, Жаком Лаканом феномен расщепления (schize) субъекта, который одновременно и видит и видим другими, наблюдает и проецирует себя вовне для другого, так что его глаз как бы выносится в кино. Вслед за Мерло-Понти Лакан писал о кино, запечатлевшем Матисса в процессе работы, «накладывающим свой взгляд» (la deposition du regard) на полотно через движение руки, через то, что психоаналитик поэтически именует «ливнем кисти» (la pluie du pinceau). В процессе видения художник делает свой взгляд зримым, отчего мастер перестает быть зрителем собственной картины (взглядом со стороны), но становится зрением на самой плоскости холста. Именно этого проникновения зрения в кино и ищет Годар. Не случайно называет себя наследником импрессионистов, чья техника мазков особенно отчетливо проецировала глаз через руку на холст фильма.
Отсюда и фундаментальная для Годара критика традиционной зрительской позиции — в зале. Особенно нетерпима такая позиция у самих кинематографистов, например операторов, которые «в основном интересуются сценами — как «в театре сегодня вечером»; кино зрители, но не режиссер». Создание фильма (да и его восприятие) для Годара — это процесс безостановочного движения изнутри вовне, извне вовнутрь, отрицающего саму возможность пассивного пребывания «перед».
Работа над кино фильмом www.blog-o-kino.com — это сложное сочетание впечатления (чего-то, поступающего снаружи) и самовыражения (проекции вовне).