Захватывающий сериал «Доктор-чужестранец»
Сериал «Доктор-чужестранец» поведает историю об одном молодом человеке, которому пришлось делать выбор в пользу своей Родины. Но место, которое казалось...
Опубликовано в Понедельник, 12-го Декабря, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Виталий Соломин / Доктор Ватсон / Шерлок Холмс
12 декабря замечательному актеру Виталию Соломину исполнилось бы 70 лет. Пошедший по стопам старшего брата, Юрия, он стал даже более любим народом, сыграв в таких замечательных фильмах, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Зимняя вишня». Впрочем, в жизни народный артист России был далек от своих мягких персонажей.
С виду — «белый и пушистый», сам же — «каменный цветок»
Сын профессиональных музыкантов, Виталик с детства вынужден был барабанить по клавишам пианино. Хоть куда больше ему нравилось лупить по груше. Кроме бокса, Соломин-младший, характер которого закалили сибирские морозы (родился-то в Чите и не раз вспоминал, что когда бегал за водой, «не дай бог ее разлить и наступить в лужу — нога тут же примерзнет»), занимался волейболом, баскетболом, гимнастикой, легкой атлетикой. А еще взахлеб читал (среди любимых авторов был Артур Конан Дойл) и слушал радиопостановки.
Когда старший брат уехал в Москву поступать в театральный, Виталию было всего одиннадцать. Ему повезло: даже в столицу не пришлось ехать — в год его выпуска из школы Щепкинское училище набирало курс в Чите. Прошел… А потом опередил брата по популярности, сыграв в известных фильмах «Женщины» и «Старшая сестра» до того, как Юрий блеснул в «Адъютанте его превосходительства». Впрочем, позже Соломин-младший легко побил «Адъютанта…» своим Ватсоном.
С виду «белый и пушистый», зачастую таких персонажей и игравший, в реальности Виталий Мефодьевич был человеком весьма жестким. «Каменный цветок», — говорил о нем Андрон Кончаловский, снимавший Соломина в «Сибириаде».
Он не прощал непрофессионализма, небрежности. Когда вел во ВГИКе курс, мог запросто попросить на выход студентов, которые, по его мнению, пришли «штаны просиживать». Цапался с режиссерами, коллегами. Актриса Ирина Печерникова, с которой сыграл в «Открытии» по сценарию Эдуарда Тополя, наотрез отказалась произносить свои слова во время кульминационной сцены (расставания возлюбленных на летном поле аэродрома), если Соломина не уберут с площадки.
Да и во время съемок «Зимней вишни» пришлось нелегко. Режиссер мелодрамы Игорь Масленников называл исполнительницу главной роли Елену Сафонову и своего любимца Виталия Соломина (снял его в сериале о Холмсе и Ватсоне, «Пиковой даме») «непростыми штучками». «Приходилось вертеться между ними, но это странное общение принесло блестящую работу», — признавался режиссер.
Даже с братом у Виталия были натянутые отношения. Впрочем, тот, став в 1990-м худруком Малого театра, все же уговорил младшего вернуться туда после двухлетней «эмиграции» в Театр им. Моссовета. На сцене Малого, который «Ватсон» любил всей душой, и произошла трагедия.
Супруга Мария вспоминала, что Виталий Мефодьевич мечтал, как Андрей Миронов, умереть на сцене. Почти так и вышло. В апреле 2002 года на генеральной репетиции любимой пьесы «Свадьба Кречинского» 60-летнему Соломину стало плохо. Но на следующий день он вышел на сцену. Где его и сразил удар. С парализованными левой рукой и ногой, заплетающимся языком он кое-как доиграл первый акт. А когда опустился занавес, потерял сознание. Инсульт, операция. А 27 мая его не стало.
На панихиде, которая проходила в Малом театре, актер Валерий Баринов сказал: «Наше королевство потеряло принца. Когда умирает король, говорят: «Король умер, да здравствует король!» Но когда умирает принц — его никем не заменить».
Впрочем, Виталий Соломин до сих пор жив — в своих великолепных ролях, самой-самой из которых, безусловно, является доктор Ватсон.
Собака Баскервилей умяла торт Ватсона
Изначально фильм о приключениях сыщика Шерлока Холмса и его помощника доктора Ватсона не задумывался как сериал . Но зрители после премьеры 2 марта 1980-го буквально влюбились в героев Ливанова и Соломина. На ЦТ пошли потоком письма с требованием продолжения. И режиссер подчинился.
Когда снимали «Собаку Баскервилей», в Малом театре, где работал Соломин, готовился спектакль к очередному партийному съезду. Репетиции проходили ежедневно, и явка была обязательна. Съемки тоже шли каждый день, но в Ленинграде. И Виталий Мефодьевич мотался между двумя городами, неделю проспав исключительно в поездах. Подбадривал себя так: каждое утро становился перед зеркалом и говорил: «Просыпайся, талантище!». На этих же съемках крупная и добрейшей души догиня, исполнившая роль собаки-монстра, умяла торт Соломина. Вместе с коробкой. Как выяснилось, она была такой же сладкоежкой, как и «Ватсон».
Именно советскую экранизацию произведений о знаменитом сыщике британцы признали лучшей в мире. Масленников так объясняет это:
— В сценарии Юлия Дунского и Валерия Фрида я обнаружил одно великое открытие. Дело в том, что в тех двух сотнях фильмов, что за все время существования мирового кино были сняты о Шерлоке Холмсе, практически нет Ватсона! Сценаристы его просто не замечали, потому что все рассказы написаны от его лица. Он автор, который находится за кулисами. А наши сценаристы придумали главное. Они понимали, что Холмса хорошо играть нельзя, так как он статичен и никак не развивается. Сам Конан Дойль все время предпринимал какие-то попытки его «оживить»: он и на скрипке играет, и кокаин нюхает. Но эти попытки были тщетны, так как Холмс — это схема. В этом персонаже нет и не может быть никакого развития. Наши же драматурги создали человека, который был призван «оживить» Шерлока. Они создали нашего «русского Ватсона». И вот как только появилась эта пара, все завертелось… Тем более что Виталий Соломин — замечательный актер. Это он как актер «сделал» Холмса. Скажем это негромко, чтобы не услышал Василий Ливанов — хотя он знает мою точку зрения по этому вопросу, поэтому мы с ним не общаемся
Впрочем, именно фото Ливанова выставлено в музее Шерлока Холмса на Бейкер-стрит. Как и каскетка, и пальто, в которых он играл знаменитого сыщика. В 2006 году актера даже наградили орденом Британской империи как «посла британской культуры в России». В своей благодарственной речи Василий Борисович выразил сожаление, что Виталий Соломин, сыгравший доктора Ватсона, не может присутствовать на церемонии награждения. «Думаю, мы бы с ним разделили эту высокую награду», — вздохнул «Холмс».
Пробы не прошел, зато любовь нашел
Первый брак Виталия Соломина с молодой актрисой Натальей Рудной продлился недолго. А вот знакомство с еще одной коллегой по цеху, Машей Леонидовой, переросло в любовь, которую они сумели сберечь до самого конца.
В 1969-м ассистентка Петра Тодоровского, снимавшего «Городской романс», заприметила на улице двадцатилетнюю студентку текстильного института. Режиссеру так понравилась Леонидова, что он позволил ей самой выбрать себе партнера. Пробы проходили Виталий Соломин и Евгений Киндинов. Марии больше по сердцу был первый. А вот Тодоровский, поразмыслив, сделал ставку на Киндинова. Мол, слишком уж положительно выглядит Соломин для роли человека с червоточинкой. Но искра уже пробежала…
Через месяц, случайно столкнувшись с оператором «Городского романса», Виталий узнал, что Маша все время спрашивает о нем. Узнал телефон, позвонил. А она ему: «Так когда же мы с вами увидимся?». И завертелось…
Ухаживал Соломин красиво — цветы, рестораны, походы в театр. «Я никогда не видела такого талантливого, светского, остроумного и щедрого человека, как Виташа в то время, — рассказывает Мария Антоновна. — Правда, через год мы поженились, и тут все изменилось. Виталий оказался довольно замкнутым, иногда неделями молчал и думал о чем-то своем. Шумные компании и рестораны тоже прекратились».
Более того, супруг, который был старше на восемь лет, сразу поставил условие: сниматься она больше не будет. Иначе, мол, семейная лодка разобьется о ревность. Мария согласилась (позже сыграла лишь дважды — оба раза вместе с Соломиным: в «Пестрой ленте» и «Сильве»).
Их жизнь не была гладкой. Сперва доканывал быт (до того, как Виталий заработал на квартиру, ютились в комнате общежития Малого театра, слушая то рев мотоцикла, который держал кто-то из актеров, то мат соседки-дворничихи), потом — разлуки (Соломин часто отбывал на съемки, гастроли). И, наконец, романы актера.
Их было два, оба с актрисами. Первый настолько серьезный, что, когда жена сказала ему: «Выбирай!», он ответил: «Я должен подумать!». «Эта фраза прозвучала, как лезвие… Ничего страшнее для меня он сказать не мог», — признавалась Марья Антоновна.
Она сумела его удержать. Прежде всего — своей любовью. «Виташа был человеком закрытым, скупым на эмоции. Избегал сантиментов. На людях не целовал, не обнимал. Мы никогда не сюсюкались… Но пару раз в моменты откровенности он признавался, что очень благодарен мне за то, что я его оставила у себя, не дала уйти», — рассказывала Соломина.
Они воспитали двух дочерей. Виталий Мефодьевич успел порадоваться внукам — Кириллу и Федору.
— Моря он не любил, ему нравилось отдыхать на даче или в каком-нибудь доме отдыха в средней полосе, — говорит вдова актера. — На даче обожал мастерить. Пытался даже изготавливать мебель: в первые годы сам соорудил стол. И Кирилла учил все делать своими руками. Федю не успел — умер, когда тому был всего годик… Много рисовал акварелью. Еще любил дома лежать на диване и слушать музыку — испанскую гитару, Френка Синатру, джаз…