Многоплановый роман о евреях и России «Идентичность» написал Леонид Подольский
«Идентичность» – сложный и многоплановый роман: это одновременно семейный эпос и повествование о двухтысячелетних странствиях еврейского народа (галуте), о его...
Опубликовано в Среду, 18-го Апреля, 2018.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Книга «Судьба» Леонида Подольского – сборник, в который входят роман «Эксперимент», публиковавшийся в журнале «Москва», повести «Судьба», «Дурмашина», «Сказ про Илью», «Лида», «Потоп», «Писатель», рассказы «Пленум ЦК», «Посвященный», «Воспоминание», «Случайная встреча», «Дурочка и Сизиф», «Старики», «Дом», «Московские каникулы» и «Вялотекущая шизофрения», написанные в разное время. В этих повестях и рассказах при всем различии тем, которым они посвящены, есть нечто общее, что все произведения объединяет: они о России, о ее людях, об их нелегкой судьбе, о ее нескладной и противоречивой истории, о болезнях и болях российского общества.
«Я Россию не люблю, но жалею. Жалею огромную страну с изобильными ресурсами, где народ живет много хуже европейских соседей. Изверившуюся, усталую страну, потерявшую ориентиры, заблудившуюся в собственной истории. Эта жалость сродни жалости деревенских баб, которые тысячу лет – не любили, но жалели непутевых своих мужиков. Этой жалостью стояла Россия. Из этой жалости рождались доброта русских женщин, надежда и вера в будущее. Быть может, эта жалость и есть любовь… …Я так думаю, что «настоящий патриотизм» – это жалость к несчастной России и честный труд», – признается в интервью Леонид Подольский.
«Кто-то ведь освоит бездну фактов, в обвале которых мы живем. Кто-то перейдет эту бездну. Кто-то напишет эпос, где будут осмыслены холодная война и горячий мир рубежа двадцатого и двадцать первого веков. И увидит смысл в нашей судьбе. Не исключено, что это сделает Леонид Подольский», – возлагает надежды на труд Леонида Подольского критик Лев Аннинский.
В книгу прозы «Судьба» вошли тексты разных лет. От юмористических рассказов, публиковавшихся еще в советской печати, Леонид Подольский пришел к гораздо более суровым текстам, составившим основу книги. Подольскому одинаково удаются лирические и остросатирические тексты, из которых постепенно складывается эпос о России, составляется калейдоскоп, зеркало, в котором мы видим собственное отражение. И не важно, избирает ли он прием переноса действия в далекую древность (как в повести «Потоп»), избегая, впрочем, откровенных анахронизмов, – либо использует максимально актуальный, вплоть до абсолютной определимости прототипов, политический фон (как в романе «Эксперимент»), – метод прямой сатиры и обличения один.
«Обращение к политике не было для меня случайным, – говорит в одном из своих интервью Леонид Подольский. – История, а следовательно, политика – моя стихия. К тому же последние четверть века мы словно находимся в театре. Сначала были участниками великого действа, потом – свидетелями низкопробного шоу. Мы наблюдали события мирового масштаба, грандиознейшие аферы, невероятное сгущение истории; Горбачев, Ельцин – это ведь шекспировские образы, а рядом – гоголевские, гофмановские, кафкианские. Перестройка, величие и разочарование девяностых, благостная застойная тишь двухтысячных («путинизм – это модернизированный брежневизм», как говорит один из героев) – это блестящий, благодатный материал. Когда я сел за стол, стоило лишь сделать первоначальное, вполне условное допущение, как сюжет стал развиваться сам, мне почти не надо было выдумывать, жизнь подсказывала параллели… Это мой жанр – фантастический (сатирический, саркастический) реализм», – говорил Леонид Подольский о своей работе над романом «Эксперимент». Впрочем, в другом месте Леонид Подольский обозначает свой метод как суперреализм, сочетающий в себе концентрированное, сгущенное отражение действительности, присущее классическому критическому реализму великих русских писателей с элементами новомодного фантастического реализма, или даже постмодернизма.
Книга «Судьба» Леонида Подольского собрала самые противоречивые и в то же время восторженные рецензии известных российских критиков:
«Леонид Подольский не просто наблюдает происходящее: он смотрит вглубь. И показывает читателю не только и не столько то, что делается вокруг, но и то, как и почему. Он извлекает смыслы из потока реальности, легко отбрасывая прочь привычные покровы лжи, стирая налет двусмысленности, убирая миражи и морок. Жизнь предстает перед нами такой, как она есть, без прикрас. В жестком свете понимания, словно выложенная на предметное стекло микроскопа. Острая сатира, нигде не переходящая в разбитной стеб, яркий и точный рисунок пером – скорее шарж на современную действительность, чем ее портрет, но до чего же похоже это изображение, несмотря на всю свою едкость!
Хотелось бы сказать: мы не такие, это происходит не с нами, – да не выходит. Невозможно отделаться от мысли, что эти истории списаны с натуры, что мы живем внутри происходящего, а вовсе не наблюдаем со стороны. Это над нами, будто над бессловесными лабораторными кроликами, уже много лет проводят эксперименты, это нам грозит потоп.
И плачем над потерянным поколением, пережившим и крах коммунизма, и лихие девяностые, но растерявшим по дороге идеалы, звучит его отчаянное: «Мы все запутались, потеряли самое главное… Самое главное… А что это – самое главное?»
Может это то чистое чувство, что помогает удержаться на плаву герою рассказа «Воспоминание»? Или нежданно и спонтанно проявляющаяся доброта врача, героя рассказа «Старики» – в действенность которой он и сам не верит? Не знаю.
Я только знаю, что самое темное время – перед рассветом. И если сейчас появляются такие книги, как «Судьба» Леонида Подольского, книги о нашем времени и нас в нем, заставляющие задуматься о том, кто мы и куда идем, — то и для нашего поколения, и для поколения наших детей не все потеряно».
(Лидия Рыбакова, писатель, член Союза писателей России).
«Да, книга о человеке, но это не горьковское «человек – это звучит гордо». Гордости здесь нет, равно как и нет торжества тех, кто, преодолев все тяготы, все-таки выплыл на поверхность. Только получается, что все мечты и стремления остались там – на дне. Не стоит думать, что автор воспевает красоту отчаяния, но и упиваться надеждами на будущее он не предлагает. Нужно лишь пройти свой путь до конца и в поисках смысла жизни вернуться к тому, орт чего ушел, – к человеку».
(Юлия Ипатова, литературный критик, писатель)
«В книге «Судьба» поднимаются вечные вопросы бытия, о смысле жизни, о соотношении тирании и творческого начала в человеке, о свободе личности. Книга Леонида Подольского предназначена для читателей, которые любят и ценят умную, серьезную, но одновременно очень сочную, пронизанную юмором прозу».
(Надежда Далецкая, писатель, член Союза писателей России)
Приобрести книгу «Судьба» Леонида Подольского можно в российских и зарубежных магазинах ОЗОН, Литрес, Amazon, LULU, а также Лабиринт, Читай-город, Московский Дом Книги, Библио-Глобус .
Авторский сайт Леонида Подольского: http://l-podolskiy.ru