В Москве продана первая книга Александра Блока «Стихи о Прекрасной даме»
31 октября в Москве состоится аукцион «Дома антикварной книги в Никитском», на котором будут представлены более 600 лотов редких книг,...
Опубликовано в Среду, 12-го Апреля, 2017.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
К поэзии Алексея Козлова применимо определение Иосифа Бродского из Нобелевской лекции: «Поэт – это средство существования языка… Или, как сказал великий Оден, он – тот, кем язык жив». В стихотворениях Алексея Козлова действительно ощущается наша «видовая цель»: выжить как культурный пласт – и остаться живыми, бесконечно меняющимися и многоликими отражениями своего времени, потому что поэтическое восприятие мира шире личного, частного человеческого:
«По асфальту, что в ночь предвизитно в ухабы положен,
Чернотою блестя, впереди и с эскортом других
Привезут Его в рожь, где колосьями – мы, так похожи,
Как все капли воды – на любую другую из них».
(Из стихотворения «Второе Пришествие»)
В книге «Стихи двух лет» запечатлён, казалось бы, короткий отрезок творческого пути: тринадцатый и четырнадцатый год нашего века. Но являясь глубоко личным переживанием, поэзия Алексея Козлова становится подлинным выражением времени, и в конечном счёте – века, эпохи, как в капле заключается мир, а в каждом настоящем мгновении заключена прожитая нами жизнь:
«В моей руке стихи. Уже который год
Стою у фонаря (мы оба – прошлый век).
Я не прошу помочь, скорей – наоборот.
Уже который век – счастливый человек
В надежде не продать, а искренне вернуть».
В его строках слышится перекличка голосов Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Блока, Есенина, Булгакова, Экзюпери, Грина, Басё… Но это не спор с великим предшественникам, не попытка вырваться из прошлого, очертив ореол настоящего у себя над головой, как принято у поэтов-современников (не отринув идеалы – не создашь), нет, это опять же принятие сакральной истины, открывающейся немногим: прошлое вдохновляет, будущее творит, водит рукой поэта, направляет и судьбу, и строку. «Ибо, будучи всегда старше, чем писатель, язык обладает ещё колоссальной центробежной энергией, сообщаемой ему его временным потенциалом – то есть, всем лежащим впереди временем…Стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения». Но отнюдь не любое, а лишь то, в котором на глазах у читателя происходит становление личности поэта, или лучше сказать – души, стихотворение – это всегда преодоление временной черты, прорыв в грядущее, предвидение.
«И рассеянный свет ненадолго – на час, и
Скоро сумерки, вечер и ночь у костра.
Свет один, разделён лишь на разные части,
Где иные и утра, и цены утрат.
Непохожие песни, и меры, и сласти.
Не чужое – другое у не чужака.
Свет один, разделён лишь условно на части –
Не наметить врага, а звезду отыскать».
(«Горизонт»)
И в то же время поэзия Алексея Козлова – это не набат и не реквием, это живые, сочащиеся кровью и налитые плотью строки сегодняшнего дня. Поэзия возвышенной любви: к матери, родине, женщинам, друзьям, семье, городам и странам, миру вокруг, людям вообще – близким и дальним. И поэзия – жестокая и непримиримая борьба одиночки с фальшью «Добровольного Общества Лжи»:
«Обретают попы удила,
Освящаются «главный» и «первый».
Если вере подарена власть –
Значит, власти подарена вера.
И она – под крестом и верхом
На скотине в дырявых колготках.
Если в мире не будет стихов,
Он, наверно, погибнет от водки».
(«Если в мире не будет цветов»)
Потому что поэт – всегда «на игле вечных тем»:
«Бессмертие для жизни – это смерть.
Отмена для дыхания цены,
Язвительный над подвигами смех,
Отсутствие любви и новизны».
Хочется обратить внимание читателей на то, что революционные по смыслу стихи Алексея Козлова написаны в классическом стиле. Характерное свойство языка новейшей поэзии, начиная с конца двадцатого века, – индивидуальное переосмысление формального элемента поэтической речи, использование КАПСЛОКА, графических символов строки – дробление, «лесенки» и так далее, отсутствие заглавных букв в начале строк, индивидуальное использование знаков препинания. Современная поэзия стремится передать смысл графически, зачастую подменяя его оригинальной формой. Поэзия Алексея Козлова тяготеет к традициям классиков именно потому, что перенасыщена философским смыслом, который поэт стремится излагать просто и ясно, не усложняя, отсекая всё лишнее, как скульптор. На ясность понимания стихотворения читателем у Алексея Козлова направлено всё: поэт владеет всеми ритмами, включая комбинированные, чувствуя себя комфортно с любой длиной строки и любой рифмовкой.
Поэтическая техника строго подчиняется философскому смыслу стихотворения: содержание определяет форму – и никогда наоборот, это не новейшая «медная» поэзия, которая у многих ассоциируется с пустозвонством, его стихи – переосмысление и воскрешение лучших традиций золотого и серебряного веков. Именно поэтому стихи Алексея Козлова воспринимаются необыкновенно живыми, они не отдельные необитаемые острова, как ощущаются многие поэтические книги современников. В стихах Алексея Козлова существует преемственность поколений: от поэта к поэту, как и в жизни: опыт передается от отцов к сыновьям – и дальше – к внукам, ибо «несочинение стихов – к смерти близко по значенью».
Книгу Алексея Козлова «Стихи двух лет» можно заказать в международном книжном онлайн магазине LULU.COM.
Полное собрание стихов разных лет – на авторском сайте поэта>>>