Бывало ли у вас такое, что вы прогуливались по улочкам своего города в пасмурную погоду и вдруг ваш взор останавливался на красочных, сочных объектах уличного стрит-арта? Возможно, вы даже останавливались, чтобы разглядеть поближе или сделать селфи?
В настоящее время, все чаще можно встретить как унылые городские улицы превращаются в объекты искусства. Уличные художники по-разному выражают свой художественный потенциал, начиная с простых разноцветных шрифтовых композиций и заканчивая настоящими художественными полотнами. Города Южного Урала являются яркими представителями такого стрит-арта. В Челябинском парке им. Гагарина можно встретить «Картины в дупле», на которых молодая иллюстратор Виктория Мелер изобразила различных животных (ежик,рысь,сыча,сова, рыбки и др.) акриловыми красками. По словам Виктории,истинным побуждением было желание создать что-то сказочное и украсить парк. Сейчас эти маленькие картины радуют наш глаз. В области граффити известен Тимур «Бразилец» Абдуллаев, как руководитель социального проекта «Яркий город» и победитель Чемпионата мира по граффити. Его уникальные сочные полотна еженедельно появляются в различных частях Челябинска и привлекают внимание общественности и прессы.
Если посмотреть назад, мы видим, что между тем что было раньше и есть сейчас -дистанция огромного размера. Дистанция как во времени, так и в стилях. Изначально граффити появилось в Лос -Анджелесе в 1930-х годах. Настенные надписи использовали политические активисты, которые хотели донести свои мысли и лозунги до общественности. Все основные стили сформировались где-то уже после 1974 года, но и сейчас райтеры нового поколения продолжают пользоваться всеми основами и достижениями своих предшественников. К примеру, за последние годы лидирующими странами стали Италия и Франция. Не намного отстают от них Польша, Чехия и Берлин. В Швейцарии или Финляндии уже никого не удивляет, что скудный скандинавский пейзаж часто оживляют картины уличных художников.
Что же заставляет молодых талантов выражать свой художественный потенциал и как это отражается на современной культуре? В этом философском вопросе мне помогли разобраться работы Рона Хаббарда, написанные в 1951 году на тему искусства. Согласно его теории, где-то высоко над обыденной мыслью существует то, что он назвал эстетическим умом, и именно к этому уровню умственной деятельности относится «имеющая неясные очертания область искусства и творчества». Так или иначе, он считал, что «пока кто-нибудь не даст определение понятию „искусство“, мир, скорее всего, не станет более восприимчив к нему».
При этом он ссылался на работу Фрэнсиса Бэкона, которого считают автором концепции кодификации, то есть мысли о том, что любой предмет можно систематизировать в соответствии с присущими ему закономерностями. С этой точки зрения он и обратился к искусству как таковому.
Первая работа с описанием его открытий увидела свет 30 августа 1965 года. Во вступлении он повторяет, что «из всех областей человеческой деятельности искусство — это область, которая меньше всего систематизирована и которую меньше всего понимают», и что на извечный вопрос «Что такое искусство?» никогда не было дано адекватного ответа. Главный вывод, с которым трудно не согласиться, состоит в том, что величие культуры определяется лишь величием её мечтаний, а её мечтания создаются деятелями искусства». Поэтому возрождение творческой личности становится необычайно ценным деянием, которое тысячекратно окупается достижениями культуры. На произведения искусства люди смотрят, их слушают, их воспринимают и это не должно быть предметом потребления лишь узкого круга посвященных, а должно быть духовной пищей всех людей.
Стрит-арт, как художественный феномен, это своего рода вызов современности. Это общение, которое устанавливают художники с социумом в пространствах современного города. Молодые художники черпают вдохновение в самом городе. Порой сама стена, подворотня, арка или провода рождают идею и она воплощается. Сами города диктуют такие идеи. И этот взаимообмен между людьми и городом является настоящей визуальной коммуникацией и эстетикой. Райтеры преследуют разные цели в своих начинаниях, но одна поразила меня до глубины души — «вернуть себе город». Проанализировав этот феномен, можно прийти к выводу, что все современные мегаполисы — это пространства,которые должны создаваться для людей. И каждый человек хочет иметь свой город, хочет радоваться и гордиться им, а главное существовать комфортно в его пространстве.
Автор: Елизавета Шаламова