«Русские сезоны» представили российский роговой оркестр в Италии
22 и 23 июля во Флоренции (Италия) прошли гастроли Российского Рогового Оркестра. Выступление коллектива были организованы при поддержке Международного культурного...
Опубликовано в Субботу, 2-го Апреля, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Олег Лундстрем
Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема имеет уникальную историю. Организованный в далеком Харбине детьми работников КВЖД в 1934 году, оркестр в этом году оркестр отмечает свое 76-летие. Это самый «долгоиграющий» биг-бенд в мире, что зафиксировано в российской книге рекордов Гиннеса. Оркестр Каунта Бейси, например, был создан на год позже.
Несмотря на прогнозы злопыхателей о смерти джаза, оркестр выстоял и сегодня находится в отличной творческой форме. Удары судьбы не расшатали его основ.
Увлечение Лундстремом джазом началось с 1932, когда ему в руки случайно попала пластинка с записью оркестра Дюка Эллингтона. Именно это стало решающим моментом в выборе дальнейшего пути. Он стал учиться джазу, слушая пластинки.
В 1934 друзья, выросшие вместе молодые музыканты, решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем, путем голосования, был выбран Олег Лундстрем. Оркестр состоял из девяти музыкантов: два альт-саксофона, один тенор-саксофон (Игорь Лундстрем), две трубы (вторая — Алексей Котяков), один тромбон, фортепиано (Олег Лундстрем), банджо и контрабас в одном лице (Александр Гравис) и барабаны. Таков был первый состав оркестра Олега Лундстрема.
Как пишет кандидат исторических наук Л. П. Черникова, изучившая историю оркеста, настоящая популярность оркестру пришла в Харбине.
Все начиналось с невинных «халтур», то есть подработок на танцевальных вечерах и балах, за тем последовали трансляции по местному радио, где оркестр представляли под названием «Зеленый крокодил».
Вскоре политическое положение в Китае изменилось, и многие русские семьи были вынуждены покинуть Харбин. Во время кратковременной поездки в Шанхай Олег Лундстрем договаривается о первой работе в отеле «Янцзы», и весь оркестр переселяется в один из самых крупных городов Китая. Довольно быстро появляется известность в городе.За военное лихолетье молодые музыканты несколько раз просились на фронт. Напор рвущихся на передовую был остановлен резонными рассуждениями, что труд ребят в Шанхае более необходим стране. Много позже Лундстрем и его товарищи поймут, что отказ консульства отправить их на фронт просто спас им жизни…
В послевоенные годы выяснилось, что стране джаз не нужен. И ребята без всякой трагедии разошлись по ресторанам, музыкальным школам и театрам. Так Анатолий Миненков начал работать в управлении по стандартизации в конторе мер и весов. И всю жизнь там проработал!
Не успели расформировать оркестр — пришла новая команда: стране понадобилось помогать поддерживать у населения трудовой энтузиазм, воспитывать оптимизм и вдохновлять людей на трудовые подвиги.
Снова ребята были мобилизованы в дома культуры, заводские клубы, фабричные танц-площадки. Все подрабатывали, кто как мог. И все же ребята не хотели разбредаться по углам, изредка они собирались вместе, давая немногочисленные концерты. Тогда же оркестру повезло, потому что на одном из таких концертов побывал администратор Гастрольного бюро СССР Михаил Цин добился перевода такого редкого по мастерству коллектива в Москву, и с 1 октября 1956 года они стали московским оркестром.
В истории оркестра тысячи километров гастрольных дорог по СССР, России и зарубежью, более 10000 концертов в СССР и современной России. музыкальные критики того времени.В 1989 году по приглашению Олега Лундстрема директором оркестра становится Александр Брыксин.
Благодаря его энергии, в годы «перестройки», а по сути полной разрухи и развала гастрольной деятельности, удается сохранить статус оркестра, пережить экономическую и политическую нестабильность в обществе, отсутствие финансирования, потерю интереса к джазу на фоне общей депрессии. Этот титанический труд требовал от Александра Брыксина времени, сил, личных жертв. Знаменитые оркестры прекращают свою работу, в том числе и оркестр Леонида Утесова. Однако «Государственный камерный оркестр джазовой музыки» был сохранен, избежал разворовывания и забвения.