Зачем покупать детские ковры, и где они лучше всего представлены?
Все, у кого есть дети, знают, что в первоначальное время развития ребенок требует большого внимания и заботы. Необходимо следить не...
Опубликовано в Понедельник, 19-го Декабря, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Ковроделие / Ковры / Ковры ручной работы / Марко Поло / Туркменские ковры
Из всех ковров мира туркменские всегда считались особенными. Их отличают невероятная тонкость и плотность, а еще — необыкновенной красоты узоры. Во времена Парфянского царства их доставляли на мировые рынки по Великому Шелковому пути, и стоили они баснословных денег. Римский император Гераклиус, например, как драгоценную добычу вывез из завоеванной и разрушенной Нахичевани ковры «гуллабдузлук», сотканные из золотых и серебряных нитей. И так было всегда: приходили с мечом — уносили ковры, приходили с миром — получали ковры в подарок.
Венецианский купец Марко Поло считал туркменские ковры «самыми тонкими и красивыми в мире». А ему можно верить: он много чего видел…
История туркменского ковроделия уходит в глубь веков, и проследить ее трудно. В ней перемешаны судьбы азиатских племен, забыты имена мастериц, оставивших миру шедевры ковроткаческого искусства… Известно лишь, что туркмены начали ткать во времена своего кочевничества. Изделия их были просты: хурджуны, торбы, чувалы для хранения оружия, домашней утвари и одежды. Затем появляются более сложные: ковровые завесы (энси), молитвенные коврики (намазлыки), ковровые украшения на верблюда для свадебной церемонии.
Из более поздних сведений об оседлых племенах мы знаем, что, прежде чем быть проданной замуж, невеста показывала сотканный ею ковер. И чем искуснее была ковровщица, тем выше ее ценили. Обычно на предсвадебный показ выставлялись великолепные юплюки (изделия на джуте с ковровым орнаментом, секрет утерян) для украшения юрты. На этих полотнах ковровщица изображала сцены из своей жизни: и как она росла, и как ее продают замуж, и как ей мечтается жить дальше. Недаром говорили: расстели ковер , и я покажу, что в моем сердце.
Среди таких работ встречаются и двусторонние ковры (лицевая и обратная сторона различных цветов и украшены различными композициями, секрет утерян), которые позднее использовались как занавеси на дверях дворцов и храмов. Полтора метра этих необыкновенной красоты ковров ткались около двух лет.
Сегодня туркменские ковры так же хороши, как и две тысячи лет назад. Удивительно, но туркменским ковровщицам удалось сохранить и старинные технологии, и великолепное качество, и традиционные орнаменты.
Работы современных туркменских мастериц — капля в море сегодняшнего коврового бизнеса. Ведь «соткать ковер — все равно что иголкой выкопать колодец». Это адский труд. Никакая ковровщица не может сделать больше 9-11 тысяч узлов в день, а плотность туркменских ковров составляет от 200 до 400 тысяч узлов на квадратный метр. И каждый метр (на который уходит до двух месяцев труда) должен быть одной и той же плотности, для чего требуется не только трудолюбие, но душевное спокойствие. Когда за большой ковер садятся две-три ковровщицы, они должны обладать одинаковой силой удара и даже пребывать в одном настроении.
Как раньше, так и теперь ковровщица начинает ткать ковер не имея перед глазами определенного рисунка. Следуя традиционным орнаментам, она вплетает в ковер и свою фантазию. Вот почему так ценны ковры ручной работы: их почти невозможно повторить.
Печально, но еще четыре-пять десятков лет — и ручное ковроткачество может исчезнуть в Туркмении. Просто потому, что это действительно очень тяжелый труд. Уже сейчас маленькая Туркмения способна выпустить лишь около 60 тысяч м2 ковров в год. Произведения искусства встречаются все реже, а такие ковры, как у знаменитой мастерицы Амангозель Курбановой, появляются один раз в два-три года.
Цвет
Характерная цветовая гамма туркменских ковров — от светло-красного до темно-багрового. Хотя изначально шерсть сараджинской породы овец (а туркменские ковры ткутся только из этой шерсти) однотонна: белая, черная, коричневая, желтоватая, желтая. Но когда-то давно на территории Азербайджана появились насекомые красного цвета, называемые «гырмыз» («красный»). Женщины собирали их в латунную посуду и сушили. Потом окрашивали ими ткань, сделанную из шерсти.
В середине XIX века появилась минеральная краска «ализар» того же цвета и заменила крылатого червячка. Теперь этот цвет в Европе называют Carmine Crimson, в Азербайджане «гурд», в Персии «дане», в России «кошениль». Остальные цвета в туркменском ковре лишь призваны подчеркнуть красный.
Происхождение и орнамент
Много веков прошло с тех пор, как простые орнаменты рогожки или паласа превратились в сложнейшие геометрические узоры и рисунки на философские, героические и любовные темы: «шебеке» (ажурный рисунок, сетка), например, или «ислими», «хатаи», «булут» и многие другие, каждый из которых имеет строго определенный смысл, понятный восточному человеку с детства. В композиции туркменского ковра заложена символика всего, что может привлекать в земном существовании: власть, страстная любовь или тихое семейное счастье.
Каждый город или селение, занимающиеся ковроделием, имеют свой, только им присущий ковровый стиль и ковровые композиции. В современных туркменских коврах можно выделить три основных группы.
Первая называется «Бухара» (в этом узбекском городе раньше находился самый большой в Средней Азии ковровый рынок). Это самые тонкие и самые дорогие туркменские ковры с геометрическим орнаментом. Рисунки располагаются на светлом фоне, на темном фоне каймы изображены сложные звездообразные фигуры. Кайма заканчивается узкой белой полосой и бахромой из белой шерсти. Внутри бухарских ковров различают ахалтекинские (г. Ашхабад), с плотностью до 400 тысяч узлов на квадратный метр, и текинские (г. Мары, бывший Мерв), которые при той же плотности чуть тяжелее.
Вторая группа называется по орнаменту «иомуд» — с морскими мотивами и изображением птиц. Они появились в г. Небит-Даг, что на побережье Каспийского моря. Основные цвета иомудских ковров — красно-бурый и коричневый в сочетании со вторыми цветами — светло-красным или рыжевато-оранжевым. В каймах среднего поля преобладает белый фон, что никогда не встречается в других, например текинских, коврах. Плотность иомудских ковров — от 232 тысяч узлов.
Третья группа ковров — с территории на границе Туркмении и Узбекистана (г. Халлач), где больше орошаемых земель. Тут возникли орнаменты «керки» и «бешир» с цветочными и травяными мотивами. Цвет керкинских ковров чаще всего коричнево-бурый или красный в сочетании с белым, синим, зеленым. В беширских рисунках преобладает красно-розовый оттенок. Плотность этих ковров — от 220 тысяч узлов.
Практические советы
На что нужно обратить внимание при выборе ковра:
1. Качество. Эксперты выезжают в Туркмению, где выбирают ковры очень тщательно и с помощью специальных приборов, способных выявить в ковре возможные недостатки: наличие хлопчатобумажной нити, нити домашнего прядения или крашения. Уже при этом первоначальном отборе отсеивается до 50% ковров. Прочие, не видимые глазом недостатки (в плотности ковра, оттеночности, качестве шерсти), определяет так называемая «мойка» — после нее ковры получают окончательную оценку.
Вообще ковры бывают только либо старые, либо мытые. Других нет. И нигде в мире не продают «немытых» ковров. После «мойки» ковер приобретает те качества, которые раньше достигались довольно сложным путем: только что сотканными коврами устилали караванный путь и пускали по ним верблюдов. Потом ковры мыли в горных реках и сушили на скалах. Кончики шерсти после такой обработки расщепляются, появляется особый шелковистый блеск, ворс ложится, отчего цвета меняются и играют, ковер утончается, становится мягким и эластичным. Только после «мойки» рождается его настоящий рисунок.
Современных «моек» в мире не так много. Самые известные («кнехт» и «кискан») находятся в Германии, куда доставляются ковры из всех ковроткаческих стран — Ирана, Непала, Тибета и проч. При этом «кискан» в состоянии помыть в год лишь 3-4 тысячи метров туркменских ковров (при неограниченном количестве любых других) — из-за их высокой плотности и очень тонкой шерсти. «Мытый», даже не самый дорогой, ковер прослужит не меньше двухсот лет, становясь чем старше, тем лучше и дороже.
2. География ковра в доме. Место туркменского ковра — кабинет или гостиная в классическом стиле, меблированные предметами обстановки ручной работы. Ковер должен быть виден со всех сторон, потому что обладает удивительной способностью менять цвет в зависимости от освещения. Туркменские ковры не приемлют, пожалуй, трех вещей: стиля хай-тек с холодным стеклом и металлом, переизбытка мебели, соседства ковров, сотканных в других странах.