Муза по имени Талия

Опубликовано в Субботу, 22-го Февраля, 2014.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: / /
Рубрика: Моя газета > Жизнь > История > Муза по имени Талия

Муза по имени Талия

«Мадам, где будем делать талию?»

Нет-нет, этот вопрос мы задаём вовсе не потому, что у вас её нет. Есть! Но одно дело – ваша талия, и другое – талия вашего платья. Пусть оно и принадлежит вам, у него может быть своё собственное мнение. Итак – завышенная? Заниженная? А насколько? А может, оставим на месте?

Подпоясанные под грудью тончайшие одеяния древних египтянок, хитоны с напуском над поясом древних гречанок; прямоугольный, неприталенный силуэт византийских костюмов, заниженная линия талии средневековых котт, или завышенная у платьев периода «бургундских мод» в XV веке…

А что выберем мы? Главное – подчеркнуть достоинства фигуры – сегодня мы можем выбрать то, что нам нравится, и что нас украшает, а не подчиняться модной диктатуре.

Например, в эпоху королевы Елизаветы I, в последней трети XVI века, талия была на естественном месте, однако острый мыс лифа стал довольно длинным, что в сочетании с широкой юбкой на поддерживающем её каркасе давало своеобразный, и не самый лестный для женской фигуры эффект – торс казался длинным, а ноги, соответственно, укорачивались.

Зато в начале следующего, XVII века, когда линии костюма смягчились, линия талии поднялась выше естественной. В сочетании с юбкой, достаточно пышной и объёмной, пусть и не столь широкой юбкой предыдущей эпохи, напоминающей стол со скатертью, дамы выглядели весьма массивными. Тогда это, впрочем, вовсе не считалось недостатком, отнюдь.

Талия, однако же, постепенно спустилась обратно, и хотя мода продолжала идти по своему прихотливому пути, одно достаточно долго оставалось неизменным вплоть до конца XVIII века – подчёркнутая жёстким корсетом стройная талия.

А что было потом?

Часто приходится слышать: «Ах, нет, мне не идут платья с завышенной талией! Сразу создаётся впечатление, что я в положении». Ну что ж, если вы действительно в положении, то мало что будет настолько удобным и красиво его подчёркивающим, как платье с высокой талией, из мягких тканей, которые будут струиться и деликатно облегать фигуру. А если нет…

Платья с завышенными талиями бывают самыми разными. Возьмём самый яркий пример, эпоху ампир – начало XIX столетия – когда на смену узким лифам, надетым поверх жёстких корсетов, и пышным юбкам, покоившимся на фижмах, пришёл совершенно иной силуэт. Высоко поднятая грудь, талия, начинающаяся прямо под ней, и никаких конструкций, расширяющих юбку (панье или фижмы). Ткань небольшими складками ниспадала от груди до самого пола.

Был ли этот переход таким резким, как зачастую кажется? Пусть в последней четверти XVIII века платья «франсез», во французском стиле, с широкими юбками, стали сдавать позиции и надевали их в основном ко двору; но ведь и входившие тогда в моду платья «англез», в стиле английском, и «полонез», и жакеты «карако» с юбками – все они подчёркивали тонкую талию, которая всё ещё была на привычном месте, и контрастировала с пышными складками юбок.
А потом пришла Великая Французская Революция, и старая мода умерла на эшафоте, дав место новой?

Почти. Но новая рождалась постепенно. В свободных одеяниях неоклассического стиля, напоминающих о костюмах древних гречанок или римлянок, со слегка завышенной талией, английские аристократки позировали ещё c 1760-ых годов. В начале 1780-ых главная французская модница, королева Мария-Антуанетта, ввела в моду лёгкие платья-рубашки из белого муслина, которые просто перехватывались на талии широким поясом из контрастной ткани.

Так что когда в начале 1790-ых годов парижские модницы, прозванные «удивительными» (модников же называли «невероятными») начали носить платья, опять-таки подражавшие античным образцам, с очень завышенной талией, порою из тонких тканей, демонстрировавших все изгибы женской фигуры, это смогло произойти, поскольку почва уже была подготовлена.

Чтобы носить такие платья, требовалась известная смелость, и дело не только в тонкой, едва ли не прозрачной ткани, которая могла при движении обрисовать и бедро, и колено – да что угодно, скрытое ранее от посторонних взглядов. Теперь грудь не стягивалась корсетом, а завышенная талия (возьмите это на заметку!) акцентировала внимание именно на груди. Даже если она не была открыта глубоким декольте.

Поначалу юбки новых платьев, иногда цельнокроенных, были собраны в небольшие складки вокруг всей талии (и спереди, и сзади, и по бокам). Такие платья на английском называли «round gown», «круглые платья». Из-за этого они получались относительно пышными, делая фигуру отнюдь не стройной, а, скорее, округлой.

Современные платья в стиле «бэби-долл», присобранные вокруг завышенной талии, дают тот же эффект, и именно он заставляет многих счесть, что завышенная талия им не идёт, а подобные платья полнят.

Но тогда, в начале XIX века, на смену «круглым» пришли платья, передняя часть которых была гладкой. А складки, если уж очень хотелось, можно было сделать сзади, или же вообще обойтись без них, просто расширив платье книзу.

Именно такие платья, со сложно скроенной спинкой лифа и глубоким декольте (например, в форме каре), и очень высокой талией, превращали женщин в изящные античные статуи. Или величественные античные же колонны. Такое платье хорошо смотрится и на даме худой, и на даме полной – главное, высоко приподнятая грудь, плотно облегающий лиф, чёткие линии выреза, отсутствие многочисленных, особенно пышных, складочек.

Не беспокойтесь, если всё сделать правильно, то в платье такого покроя, особенно вечернем, вы будете не хуже императрицы Жозефины, супруги Бонапарта.

Правда, тогдашняя мода иногда приводила к курьёзам… В то время как парижанки и те, кто им подражал, наслаждались свободой, которую дарили «ампирные» платья с завышенной талией, тем англичанкам, кто бывал при английском королевском дворе – приходилось нелегко. Королева Шарлотта, супруга Георга III, всю жизнь строго соблюдала этикет. Придворная мода уже столько десятилетий предусматривала платья с объёмными фижмами, так что же, отказаться от них только потому, что пришла новая мода? Немыслимо! Приверженность королевы традициям и породила придворные платья-монстры – «модная» талия под грудью, и необъятная юбка предыдущей эпохи.

Мода на завышенную талию и свободные, ниспадающие складками платья царила по всей Европе; через несколько лет ей и самой предстояло уступить место другому силуэту… а английский королевский двор упрямо держался за сочетание старого и нового, которому в свою очередь предстояло скоро устареть.

Конечно, такие платья надевались только по торжественным случаям – представление юных аристократок ко двору, дни рождения монархов, церемонии награждения – но за почти два десятка лет существования этой моды подобных платьев было сшито и гордо продемонстрировано великое множество…

При русском дворе «античный» стиль тоже прижился не сразу, и при торжественных выходах императорской двери императрица и её дамы всё ещё носили платья с панье, как и за полвека до этого. Однако к 1805 году платья с завышенной талией воцарились и там. Но всё течёт, всё изменяется. Изменилась и мода, и талия стала «стекать» на своё законное место.

В начале 1820-ых встречались как платья, талия у которых по-прежнему была очень высоко, так и те, у которых она спустилась пониже, где-то в районе нижних рёбер. Быть может, и не самое удобное для владелицы платья место, но в сочетании с расширенной, А-образной формы юбкой без складок создавался довольно изящный силуэт.

К концу десятилетия платья покорились хозяйкам, и их талия вернулась к естественной линии. Однако теперь её старались особо подчеркнуть. В моду вошёл силуэт, напоминающие песочные часы – туго перехваченная в линии талии фигурка. Снова вернулись корсеты, которые в предыдущие десятилетия на время сменились либо прообразом бюстье, бюстальтеров, поддерживавшим грудь, либо мягкими корсетами с всё той же функцией. Однако отныне и вплоть до начала следующего века корсеты будут жёсткими, призванными подчеркнуть (или создать) тоненькую талию. Юбки расширились, вернув себе складки и обретя колоколообразную форму.

Расширялись постепенно и рукава, став в 1830-ые годы чрезвычайно пышными – чтобы ткань сохраняла форму, дамы под платье надевали специальные, набитые тканью мягкие круглые «нарукавники», крепившиеся у предплечий или плеч.

Горизонтальные линии глубоких декольте, отделанных кружевными оборками, огромные рукава, широкие юбки – всё это подчёркивало стройность талии. Даже когда рукава начали менять форму, и расширялись между локтём и манжетой, это всё равно продолжало создавать контраст между пышными объёмами ткани по бокам и снизу, и тугим корсажем.

Это о такой моде писал Гоголь: «Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства. А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина, потому что даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским».

Тот же эффект будут использовать и более полувека спустя, когда в середине 1890-ых годов в моду вновь войдут пышные рукава – талия вновь будет казаться подчёркнуто тонкой по сравнению с ними. (В наши дни похожий по духу вариант – пышные рукава, широкая линия плеч, подчёркнутая талия и облегающая бёдра юбка польстит тем, у кого талия достаточно стройная, но при этом плечи значительно уже бёдер).

Но вернёмся немного назад. У платьев середины XIX века нет огромных рукавов, зато у них есть огромные юбки!

На платья 1850-ых и 60-ых годов могло уйти и десять, и пятнадцать, и больше метров ткани, только малая часть которых шла на корсаж и рукава, зато юбки, покоящиеся на кринолинах, могли быть огромны и неохватны.

Героиня романа «Унесённые ветром», Скарлетт О’Хара, печально вздыхая, наблюдает за знакомыми на балу; вот мимо проходит «Мейбелл Мерриуэзер в яблочно-зеленом тарлатановом платье, с таким огромным кринолином, что талия казалась неправдоподобно тонкой»… Ещё бы талия не казалось тонкой, если её, выражаясь сухим математическим языком, окружность куда меньше окружности юбки, которая в подоле могла быть и пять метров, и больше!

Стиль нью-лук 1950-ых годов станет своеобразным реверансом этой эпохе. И не столь уж важно, выражена у вас талия или фигура больше напоминает прямоугольник (но не кубик!) – с широкими пышными юбками тонкую талию вполне можно сымитировать.

Когда на смену кринолинам пришли турнюры, делавшие женскую фигуру необыкновенно пышной сзади, эффект изменился – теперь талия контрастировала с объёмами сзади, с тем, чему тогдашние остряки дадут откровенные прозвище «парижский зад».

Но тонкая талия и немалая, гм, пятая точка – весьма женственно, не правда ли? Ну а если природа подарила вам такое сочетание, не расстраивайтесь, что вы не соответствуете нынешним модным стандартам, предусматривающим узкие бёдра. Наоборот, радуйтесь – тонкая талия и сейчас считается красивой, а широкие бёдра только подчеркнут женственный изгиб…

Когда в конце 1870-ых годов турнюры на время отступили, одной из самых популярных моделей платьев стала «принцесса», названная в честь принцессы Александры Датской, старшей невестки королевы Виктории. Такое платье было неотрезным по талии – ни единый поперечный шов не нарушал гладкую линию; а благодаря тому, что платье плотно облегало грудь, талию и бёдра, и зачастую было украшено спереди длинной узкой вставкой из контрастной ткани (сплошные вертикальные линии!), удавалось добиться эффекта стройности без специального увеличения каких-то отдельных частей фигуры. Этот покрой используют и сейчас – выручает он не только принцесс, но и обычных женщин!

В начале XX века, когда мода сменилась в очередной раз, предпочтение стали отдавать S-образному силуэту – талия по-прежнему была тонкой, но зато теперь с помощью корсетов определённой формы и отделки лифов подчёркивалась полнота расположенной довольно низко груди; корпус был чуть наклонён вперёд, а бёдра подчёркнуты юбкой, которая облегала их сверху, при этом сильно расширяясь книзу. Это красота не юной девушки, но зрелой женщины…

Казалось бы, талия при всех изменениях, с тех пор, как вернулась к естественному положению к 1830-ым годам, так и оставалась более-менее но одном месте, но сколько же было разных способов её подчеркнуть!

Перед Первой мировой войной силуэт снова изменился, став более вытянутым; линии смягчились, талия вновь начала подниматься… Знаменитый Поль Пуаре ввёл в моду платья, талия у которых была расположена почти так же высоко, как целый век назад. Не менее знаменитая Мадленн Вионне придумывала платья, вдохновившись античными статуями с драпировками, которые плавно ниспадали от завышенной талии. Мариано Фортюни создавал платья «Дельфос», особенная жатая ткань которых мягко облекала фигуру, показывая её естественные изгибы…

Но война и революции оборвали всё на высокой ноте. Пришёл «дивный новый мир». В 1920-ые талия платьев опустилась так низко, как никогда до этого. Талия же (равно как и грудь) хозяек этих платьев почти десятилетие не играла никакого значения – в моде были худощавые тела с узкими бёдрами. Что ж, если у вас такая фигура, то тогдашние платья будут отлично смотреться, ещё больше подчёркивая – нет, не тонкую талию, а всю тонкую фигуру целиком. А если нет…

Либо худеть, либо пытаться соблюсти модный силуэт, но при этом всё-таки завысив линию талии, либо… носить корсет, утягивавший на этот раз не только талию, но и грудь, и бёдра, и живот.

И как в начале XIX века при английском дворе пытались сочетать модную завышенную талию с широкой юбкой на панье, так и теперь, как альтернатива узким платьям возникли платья «robe de style» – модная заниженная талия и юбка в достаточно пышную складку, иногда поддерживаемая… да-да, панье или кринолином.

Своеобразный силуэт, который, возможно, понравится не каждому, но всё-таки фигуру он искажал не так, как его кузен более чем вековой давности.

Ничего, скоро талия снова вернётся обратно. Её снова будут подчёркивать, поднимать, опускать, забывать о ней…

Словом, вы уже поняли, что у нас, счастливиц, есть выбор? Можно завысить ставку, а можно и занизить. Главное – не прогадать!

Автор: Марьяна Скуратовская, историк моды

Один комментарий к “Муза по имени Талия”

  1. МаринаФевраль 23rd, 2014 - 08:37

    Как мода изменчива. И не только в наше время. То подчеркивают линию талии, то завышают её. А мне нравятся оба варианта. Особенно, если есть что подчеркнуть или, наоборот, скрыть.

Оставить комментарий

Гороскоп

Фотогалерея

Фото-рецепты

© 2007-2024 Моя газета • Взгляды редакции могут не совпадать со взглядами авторов статей.
При цитировании и использовании материалов ссылка, а при использовании в Интернет - прямая гиперссылка на издание "Моя газета" обязательна!