История гигиены. Презерватив
Слово «презерватив» произошло от позднелатинского praeservo — «предохраняю». Упоминания о средствах контрацепции, похожих на презерватив, встречаются еще в Древнем Египте....
Опубликовано в Воскресенье, 21-го Ноября, 2010.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Кондом / Презерватив / Юбилей
Версий о происхождении общедоступного средства против детей и венерических болезней существует немало. По мнению одних историков, первый презерватив — из рыбьего пузыря — придумали древние ацтеки еще в 14-м веке до нашей эры. Другие ученые уверены, что первый презерватив был изготовлен из кожи и предназначен для любовных утех самого Тутанхамона. Иные считают, что изначально в качестве презерватива использовались кусочки ткани, пропитанные раствором соли. Однако безопасный секс вошел в моду гораздо раньше – за тысячи лет до рождества Христова. Первое упоминание о презервативе носит явно медицинский характер.
Легенды гласят, что Царь Минос – тот самый, что 5 тысяч лет назад выстроил на Крите дворец-лабиринт – был личностью незаурядной. И как государственный муж, и как любовник. Одной только законной жены ему не хватало, вот он и развлекался как мог. Точно неизвестно, что там приключилось между царем, его бесчисленными подругами ицарицей. Но только рассердилась она и своего супруга заколдовала: вместо семени стал он извергать змей и скорпионов, которые изнутри губили соперниц.
Изобретательный царь нашел выход: чтобы избежать летального исхода, он употребил мочевой пузырь козла. Подопытная дама осталась жива, а жена ничего не узнала. Миносу это дело понравилось, и он стал пользоваться презервативами постоянно. Легенда очень правдоподобна, если допустить, что ее авторы связывали ядовитых тварей с венерическими болезнями. Догадка поистине гениальная (у самого царя, как видно, выработался устойчивый иммунитет).
О чем-то таком догадывались и в Египте. Во всяком случае, в каирском Национальном музее посетителям как величайшую драгоценность показывают невзрачный кожаный мешочек и уверяют, что это самый древний сохранившийся презерватив. А пользовался им сам Тутанхамон (1343 – 1325 г. до н.э.), знаменитый фараон-мальчик, правивший Египтом в возрасте с 9 до 18 лет.
Версии версиями, но древнейший презерватив, дошедший до наших дней, датирован только 1670-м годом. Его нашли в Швеции неиспользованным с приложенной инструкцией, так что все сомнения относительно предназначения находки отпали сами собой. Опираясь на это свидетельство, можно сказать, что в этом году мы имеем полное право «праздновать» 340-летие презерватива, который до сих пор в целости и сохранности находится в музее округа Тироль в Австрии.
Происхождение слова презерватив, или кондом, до сих пор остается загадкой. По одной из версий, название пошло от фамилии английского доктора графа Кондома, служившего при дворе короля Карла II. Этот врач придумал, как помочь любвеобильному правителю избежать незаконнорожденных детей и болезней от девиц легкого поведения — сотворил из кишок барашка специальные колпачки и преподнес их венценосцу.
По другой версии, слово «кондом» пошло от латинского «condon», что значит «хранилище».
Первые презервативы из кишок животных стоили очень дорого, были доступны лишь представителям аристократии и использовались по нескольку раз. Лишь с открытием процесса вулканизации в 1844-м году и изобретением резины наступила эра недорогих и удобных одноразовых презервативов. Первый латексный кондом, который не пах резиной и был тоньше своих предшественников, был изобретен в 1919-м году, а первый презерватив со смазкой был выпущен только 1957-м году
Пока химики самоотверженно боролись за высокое качество противозачаточной продукции, моралисты разных стран объявили против нее крестовый поход. По их мнению, презервативы вели к вырождению человечества, разрушали семейные узы и стимулировали проституцию. Однако выступать против естества – дело безнадежное. В Российской империи церковь официально осуждала контрацепцию. Но против профилактики болезней возражать было трудно, и на деле православное духовенство не слишком мешало распространению презервативов. Их применение поощрялось в легальных домах терпимости.
Более серьезно подошла к делу в начале XX века Американская Ассоциация Социальной Гигиены. Ее члены заявляли, что каждый, кто заработал сифилис, триппер и т.п., должен сам расплачиваться за последствия. А презерватив лишь поддерживает половую распущенность и неразборчивость в связях. Усилия Ассоциации привели к тому, что американцы, участвоваввшие в 1-й мировой
войне, были единственными из всех солдат в Европе, кто не пользовался презервативами. В результате к 1919 г. почти 77% экспедиционного корпуса были поражены венерической инфекцией.
Лучше обстояли дела на флоте. Командующий ВМФ США также разделял мнение, что использование презервативов – явление аморальное и не совместимое с христианством. К счастью, его молодой помощник, будущий президент Франклин Рузвельт, думал иначе. Воспользовавшись временным отсутствием своего шефа, он распорядился выдать морякам презервативы и спас флот от эпидемии и морального разложения.
После 1-й мировой войны на контрацепцию в который раз ополчился Ватикан. В 1930 году папа Пий XI выпустил энциклику о канонических требованиях к христианскому браку. Искусственное препятствование зачатию объявлялось постыдным, изначально аморальным преступлением. Следующий папа, Пий XII, предал анафеме даже женские спринцовки и объявил, что предохраняться можно только естественным способом. То есть – заниматься любовью (естественно, без презерватива) в «безопасный период». В народе этот метод тут же получил название «ватиканской рулетки».
Национал-социалисты в Третьем рейхе презервативы тоже не жаловали. Преданные фюреру члены партии полагали, что из патриотических чувств немцы обязаны рожать как можно больше чистокровных арийцев. Однако на фронте все стало на свои места: дабы не допустить венерических потерь среди личного состава, солдат вермахта пришлось снабдить профилактическими средствами.
А в СССР в 1936 году пустили Баковский завод резинотехнических изделий. Хотя главным его назначением был выпуск противогазов («изделие N 1»), широчайшую известность получило «изделие N 2». То есть презервативы. Из Московской области они расходились по всей стране. А инициатором и одним из энтузиастов нового производства был не кто иной, как тов. Берия. Вряд ли этот ненасытный охотник за женским полом собирался пользоваться довольно толстым отечественным «изделием N 2». Просто он знал толк в таких делах и при всем ханжестве советской половой морали понимал, что нельзя отнимать у народа последнюю радость. То есть был всецело солидарен с В.В.Маяковским:
«Если хочешь быть сухим в самом мокром месте —
Покупай презерватив в Мосрезинатресте!»
На протяжении всей истории презерватива мы наблюдаем простую закономерность. Как только люди перестают предохраняться в силу запрета или из-за собственной лени, сама природа заставляет их вновь прибегать к испытанному веками средству защиты.
После 2-й мировой войны спрос на «резинки» как-то сник. Появилось много других контрацептивов, а пенициллин обещал победу над венерическими болезнями.
В 1960-х годах мощный удар кондому нанесла сексуальная революция. «Заниматься любовью в презервативе – все равно что нюхать цветы в противогазе!» – провозгласили ее активисты. Порядочные девушки из хороших семей все чаще соглашались на секс, а профессионалки теряли клиентов. Риск подцепить дурную болезнь вроде бы снижался сам собой. К тому же гонорею и сифилис теперь легко было вылечить с помощью антибиотиков, а пилюли успешно боролись с зачатием. Казалось, еще немного – и презерватив, выполнив свою всемирно-историческую миссию, уйдет в небытие.
Производители начали изощряться. В 50-х годах на кончике кондома появился резервуарчик. В 70-х на в продажу пустили ребристые, рогатые, усатые и шипованные презервативы – специально для женского удовльствия. Изобрели кондомы с запахом, со смазкой и даже с музыкой. Но не ухищрения дизайнеров вернули презервативу уважение масс, а все та же месть природы.
Беспечность человечества обернулась страшной трагедией. СПИД ясно дал понять, что скромному кондому предстоит еще много потрудиться на ниве секса, и его роль, по всей вероятности, останется непреходящей. Многие медики призывают не просто к кондомизации, но и к широким агитационным кампаниям в поддержку презерватива. Однако не сдаются и те, кто считает его катализатором разврата. Как бы то ни было, с середины 80-х годов XX века и по сей день мужской презерватив занимает центральное место в наборе инструментов «для хорошей любви».
Римская католическая церковь известна строгим отношением ко всему, что связано с сексом. Мол, дело это богоугодное, однако в нем не должно быть ни порочных излишеств, ни препятствий таинству зачатия. Поэтому под запретом, до недавнего времени, были и любые методы контрацепции. Но теперь сам папа римский вступился за презерватив, как следует из сборника интервью с понтификом.
Полностью «резинку» Бенедикт XVI оправдывать не стал, поскольку ее использование «нарушает моральные принципы». Но все же он порекомендовал пастве пользоваться кондомами, если существует опасность заражения венерическими заболеваниями или ВИЧ-инфекцией.
Кстати, по последним подсчетам, в мире на покупку презервативов тратится от шести до девяти миллиардов долларов ежегодно.