Как отпраздновать Масленицу
Завтра на площади Свободы будут масштабно отмечать Масленицу. Гулять начнут с 12 часов. На празднике можно будет бесплатно попробовать блюда...
Опубликовано в Понедельник, 11-го Марта, 2013.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Блины / Великий пост / Весна / Масленица
С каждым днем все стремительнее приближается весна, а вместе с ней самый веселый и бесшабашный праздник – Масленица! И несмотря на то, что это древнее славянское торжество уходит корнями еще в языческую культуру, праздник очень любим русским народом по сей день. Тем более что после Масленицы долгих семь недель нельзя веселиться, плясать да смеяться, очищаясь от грехов мирских. Так что не скупитесь на радость, с шиком и разгульем отмечайте Масленицу, которая в этом году начнется 11 марта и закончится 17 марта.
Малая Масленка
На самом деле начинать праздновать Масленицу следует уже в субботу и воскресенье – 9 и 10 марта. Эти два дня до начала настоящей Масленицы наши предки-славяне ласково называли «малая Масленка». В субботу ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с базара односельчан вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал «нет», того в шутливой форме били лаптями. Также ребятня с особым азартом каталась в субботу с гор. Но прежде чем приступить к катанию, дети обязательно произносили скороговоркой масленичное привет-ствие: «Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор.
Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленице выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток.
Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталась, в блинах повалялась, сердцем потешалась. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалась, умом повеселилась, речью наслаждалась». После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленка! Приехала Масленица!»
Что же касается последнего воскресенья перед Масленицей, в старину оно носило название «мясное воскресенье». В этот день тесть обязательно ездил звать зятя «доедать барана», то есть доедать все мясное в доме, ведь в масленичную неделю на Руси запрещено есть мясные блюда. Молодежь и детишки в свою очередь достраивали снежные городки, качели, балаганы, продолжали веселиться на горках, раскатывая их. А их матери сидели дома и месили тесто для завтрашних блинов, пока на небе не появлялись первые звезды. Завидев их, они тайком от мужей выходили на реку, озеро или к колодцу и призывали месяц выглянуть подуть на опару: «Месяц ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!», а затем сбрызгивали опару ключевой водой. Считалось, что блины, испеченные после такого обряда, принесут в дом мир, любовь и благополучие.
Большая Масленица
Но все-таки настоящая Масленица начинается с понедельника. Недаром же именно этот день величают Встречами. Ранним утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. За праздничным столом они впервые отведывали блины, обговаривали время и место гуляний, определяли состав будущих праздничных гостей. А как стемнеет, выходили на улицу, где весь честной народ принимался за изготовление чучела Масленицы. Куклу делали из сена, одевали в старую женскую одежду, украшали разноцветными лентами, а затем насаживали на шест и с песнями возили на санях по деревне. Затем ее ставили на самой высокой снежной горе, с которой начиналось катание на санях. По традиции чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой в этот день, тем лучше будет весь будущий урожай и длиннее уродится лен. А чтобы хорошо росли цветы и кустарники, во Встречи нужно высоко раскачиваться на качелях.
На следующий день, во вторник, наступают Заигрыши. Это день начала веселых игр и соревнований, за участие в которых угощают блинами. Кроме того, проходили смотрины красавиц-невест, а поженившиеся зимой пары ездили по улицам на санях «показать себя». Повеселившись от души, славяне собирались на вечерние посиделки, звали всех родных и знакомых, чтобы вместе отведать блинов. Встречать гостей было принято словами: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!»
В среду приходит Лакомка. Название говорит само за себя. Сегодня хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи!», угощения должны быть богатыми, вкусными и разнообразными. Кстати, нередко именно в Лакомку в деревнях в складчину с друзьями и соседями собирались, чтобы наварить праздничного пива и тут же его отведать. Но обязательным гостем в доме нынче является зять, который должен непременно отведать тещиных блинов.
В четверг начинается Широкий разгуляй. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Повсюду появлялись театры и многочисленные торговые палатки, в которых продавались горячие сбитни, каленые орехи, медовые пряники.
Здесь же под открытым небом можно было выпить горячего чая из кипящего самовара. Народ предавался всевозможным потехам, ледяным горам, балаганам, кулачным боям, качелям, шумным пирушкам. В Широкий разгуляй совершалось сразу два самых любимых и красивых масленичных обряда, помогающих солнцу прогнать зиму – катание на лошадях «по солнышку», т.е. по часовой стрелке, вокруг деревни и взятие снежной крепости.
На катание «по солнышку» выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники. А малолетние мальчишки, стоя по обочинам дорог, с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и зазывая таким образом весну-красну. А потом наступал черед главного мужского действа – оборона или взятие снежной крепости. Снежный городок, заранее выстроенный на полях, поражал своим размахом. Он был не меньше трех метров высотой и десяти метров длиной, украшен снежными башнями и даже имел вырезанные в снегу ворота. Праздничная ватага разделялась пополам: одни охраняли крепость, а другие должны были силой взять ее. Биться разрешалось один на один или стенка на стенку. Лежачих не били, также нельзя было бить ниже пояса или по затылку. Поверженной снежная крепость считалась тогда, когда кто-либо из нападавших взбирался на ее вершину и сваливался с другой стороны.
На следующий день, в пятницу, люди немного отдыхали от безудержного веселья. Нет, конечно, веселились, но все-таки больше думали о расширении своей семьи – содействовали молодежи в том, чтобы она поскорее подыскала пару. А сам день получил название Тещиных вечерков. Будущие и уже состоявшиеся зятья приглашали в гости своих тещ. Званая теща обязана была прислать в ответ всё необходимое для печения блинов: сковороду, половник и прочее, а тесть – мешок гречневой крупы и коровье масло. Вечером теща приходила в дом зятя, и он угощал ее хотя бы одним собственноручно выпеченным блином. Неуважение зятя к этому обряду считалось бесчестием и обидой и служило поводом к вечной вражде между ним и тещей.
В субботний масленичный день празднуются Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости золовок – сестер мужа. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок, а та в свою очередь пообещать ей поддержку и сестринскую любовь. Вечером новобрачная со своим супругом принимали участие в другом старинном праздничном обряде – Целовнике. В этот день все новобрачные из всех окрестных деревень собирались в крупном селе в одном месте, и там начиналось их чествование. Молодой и молодуха, стоявшие в толпе зрителей, вызывались на катальную горку, там они кланялись миру – собравшимся посмотреть деревенским жителям, – целовались и в резных и расписных санках съезжали вниз с горы. А под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: «Давай, давай!» Смысл этого обрядового действия – в стремлении возвеличить новобрачных, а также выразить всеобщее признание и одобрение совершившемуся брачному союзу.
Завершалась Масленица Прощеным воскресеньем, которое раньше также называлось Проводами. Подходили к концу гулянья, веселье и объедание, на ледяных горках разводили костры, чтобы растопить лед и тем самым уничтожить холод. Все просили друг у друга прощения, целовались, кланялись в ноги, а в ответ слышали: «Бог простит, и я прощаю». Кстати, прощения просили по-особому и только в вечерние часы. Сначала у всех домашних – после ужина (взрослые) или перед сном (дети). А затем взрослые отправлялись к старшим в роду родственникам, живущим по соседству. На обратном пути непременно заглядывали к куму с кумой и одаривали их символическими подарками.
Кульминацией Прощеного воскресенья было сжигание чучела Масленицы всем селом. Ритуальное сжигание издревле имело глубокий смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в злаках. Ведь, по представлениям наших предков, взошедшие зерна являлись воскресшими покойниками. Соломенную куклу спускали со снежной горы, на которой она стояла все праздники, и в последний раз провозили на санях по поселению, а затем устанавливали в центре костровой площадки, и весь народ прощался с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые праздничные забавы. После чего чучело сжигали, а в разгоревшийся огонь летели записки с тем, от чего народ хотел избавиться – болезни, голод, неурожай, разруха и т.д. Когда кукла окончательно сгорала, на ее месте или подле нее разводили костры, через которые с удовольствием прыгала молодежь.
Очень интересно, спасибо! О «Малой Масленке» вообще первый раз прочитала. Полностью соответствовать всем традициям не получится, конечно же, но разные рецепты блинов надо хоть попробовать — так и отметим!)))
Занятная статья!Даже не думала,что в праздновании масленицы столько правил и разных нюансов.Мы просто стараемся делать блинчики каждый день,а оказывается ,раньше,для людей это был целый ритуал.