Самураи: Путь воина
Самой большой ценностью для каждого самурая был меч — это было оружие профессионального воина. С одной стороны это орудие для...
Опубликовано в Вторник, 15-го Мая, 2012.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Обычай носить воинами двух мечей утвердился в период господства сегунов Асикага. В это время меч стал неотъемлемой частью не только военного костюма, но и гражданского платья буси. Мечи носили все сословия самураев, начиная от сегуна и заканчивая рядовым дружинником.
Поначалу второй меч был в качестве запасного, но со временем это утвердилось, как традиция двумечия. Оба меча называли «Дайс», что означало «большой и малый мечи», которые носились (заткнутым) за поясом (сокр. — дайсе). Большим (катана или дайто) считали тот из мечей, который был длиннее чем два сяку, его использовали для ведения боевых действий. Малым (вакидзаси, или сето) считали меч – который был короче двух сяку, его использовали для харакири и отрезания голов убитых. Кроме этих двух мечей, самурай мог носить и третий — танто, который служил ему кинжалом.
Мечи времен феодальных войн (XII — XVII вв.) были довольно просты, их носили, как правило, в деревянных ножнах и изготавливались они одним мастером-оружейником в паре. В качестве вспомогательных инструментов, которые могли вставляться в ножны, использовали: маленький нож — кодзуку, когатану и когану.
Кодзуку самураи употребляли в походной жизни для разнообразных подсобных целей. Его могли использовать и как нож для метания.
Применение когая было значительно шире. Он мог служить в качестве хаси при еде, как письменная принадлежность для выцарапывания иероглифов, как ложечка для чистки уха или шпилька для волос или как орудие для подтяжки конской упряжи. На поле битвы кога оставляли воткнутым в голову или тело убитого противника, с его помощью затем устанавливали имена победителей, при помощи кога также укрепляли на поясе голову убитого врага.
В начале XVII в., в результате прекращения междоусобиц и объединения Японии под властью Токугавы, в производстве мечей произошли существенные изменения. Данное оружие практически перестало применяется, оно стало лишь символом сословия воина. Так в противоположность «старым мечам», под собирательным названием «кото» появляются «новые мечи» – «синто». Самураи этого периода начали предъявлять более высокие требования к богатству декора, художественному оформлению, украшениям из ценных металлов, драгоценных камней, затрачивая на преобретение некоторых образцов мечей баснословные деньги. Самурай, как бы бедным он ни был, мог обладать клинком наилучшей стали в превосходной оправе. Считалось — лучше страдать от голода, чем не иметь эмблемы, для подчеркивания сословного положения. Ради своего меча самурай с лёгкостью мог пожертвовать жизнью, и жизнью членов своей семьи.
Тогдашние власти ревностно следили за соблюдением закона о праве ношения мечей (Тайт-гомэн). Исключительно придворная аристократия Киото, военные и гражданские чиновники сегуната и самураи имели право носить два меча. Крестьянам, ученым и ремесленникам разрешалось носить лишь один короткий меч и то, лишь в соответствии с особым разрешением во время крупных праздников или путешествий. Нищим, мелким лавочникам и паре категорически запрещалось ношение любого меча.
Но при этом, не имевшие никогда право ношения меча, крестьяне, его просто боготворили. Когда в крестьянской семье рождался мальчик, родители спешили выйти на дорогу. Очень хорошим знаком считалось, если они встречали на дороге военную процессию или странствующего воина. Его просили пройти в дом и дать благословение младенцу, как будто священнику. Когда же самурай, приняв приглашение, заходил в дом и клал меч у колыбели — радости родителей не было границ! Это значило, что теперь их сыну во всем будут помогать боги!
Кроме этого меч клали и к мертвому самураю как символ пройденного им земного Пути. Именно меч указывали первым в завещании, как самую важную семейную ценность. А потеря меча для самурая означала смертельный позор, смыть который можно было только кровью, поэтому самурай обязан был сделать себе харакири.