Самураи: Путь воина
Самой большой ценностью для каждого самурая был меч — это было оружие профессионального воина. С одной стороны это орудие для...
Опубликовано в Субботу, 19-го Мая, 2012.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Меч / Самураи / Этика
Такое ревностное отношение к мечу послужило тому, что обычное его почитание перешло в его культ. В своем «завещании» (своде законов по управлению страной 1615 г.) Токугава Иэясу приказал:
«Каждый, кто имеет право носить длинный меч, должен помнить, что его меч должен рассматриваться как его душа, что он должен отделиться от него лишь тогда, когда он расстанется с жизнью. Если он забудет свой меч, то он должен быть наказан».
Культ меча стал основой в этике обращения с мечом. При этом нарушение относящихся к нему строгих законах, смывалось только кровью. Своеобразный язык меча давал возможность объясняться без всяких слов с предельной откровенностью, и даже дерзостью. С длинным мечом за поясом в дом к самураю мог войти один лишь глава клана (дайме) или стоящий на уровень выше по рангу буси. Во всех остальных случаях меч необходимо было оставлять в прихожей, в противном случае это могло быть воспринято как оскорбление. Большой меч вынимался из-за пояса и ложился, стоя на колене, справа от себя для обычного приветствия. Это была демонстрация доверия и доброжелательности к хозяину, ибо меч сложно было выхватить из ножен с необходимой скоростью. При этом если хозяин ложил свой меч слева на пол, это явственно говорило о его недружественном отношении к незваному гостю.
Во время дружественной беседы, гость мог большой меч оставить в соседней комнате либо передать слуге, который принимал вверенное ему сокровище с большим почетом в шелковом платке и на вытянутых руках, относил его к стойке. При беседе мечи клали так, что бы клинок в ножнах был обращён на собеседника, а рукоятки — на владельца. Короткий меч чаще всего оставляли за поясом. Во время официальных встреч положить меч рукоятью в сторону собеседника значило серьёзно его оскорбить — усомниться в его способности фехтовальщика и выявить глубочайшее пренебрежение к его «молниеносному удару». Еще более оскорбительной была попытка без разрешения хозяина притронуться к мечу, а тем более — наступить на меч или отбросить его.
Похвалить меч, при рассмотрении наполовину вынутого из ножен клинка, означало доставить хозяину наибольшее удовольствие и пролить бальзам на его душу. Обнаженный меч (сырах или хакудзин) означал явную враждебность и разрыв дружбы. Но если хозяин меча хотел продемонстрировать весь клинок, он должен был отдать оружие другу с тем, чтобы он сам с неоднократными извинениями и комплиментами в соответствии с этикетом вынул меч из ножен.
В напряженной обстановке одного касания к мечу, достаточно было для провокации инцидента. Самурай, который видел, соседа поворачивающего или поглаживающего рукоять меча, мгновенно обнажал клинок. Прямым вызовом также служило и бряцание гардой о ножны, достаточно было лишь слегка выдвинуть лезвие и затем отпустить его. Рассеянный человек, допустивший такого рода жест в минуту задумчивости, без всякого предупреждения, мог быть разрубленным на две половинки.
Самурай и его мечи были неразлучны, они располагались на самых видные места в его доме: на специальной подставке, называемой «татикаке», или «катанакаке» , в специальной нише (токонома), в главном углу комнаты. Ночью мечи ложились в изголовье на расстоянии вытянутой руки.
Такое трепетное и обожествляющее отношение к мечу было вплоть до разгрома во второй мировой войне империалистической Японии.
Несмотря на тот факт, что меч преподносился самураями как символ добра, чистоты, справедливости и призывался наказывает зло, несмотря на кодекс бусидо где осуждалось беспорядочное применение оружия, и считали бесчестьем обижать невинных и слабых, меч все эти века служил инструментом насилия, жестокости и несправедливости.
Ярчайшим из примеров бесчестного и несправедливого употребления меча, служит зверский обряд пробы нового меча — Тамэсигири, или Цудзигири (буквально — «убийство на перекрестке дорог»). Суть обряда состояла в том, что не бывший в употреблении новый меч обязательно следовало испытать на человеке. Очень часто нищие, или простые крестьяне, которые поздно возвращались с полей, становились жертвами обряда.