Рейнис и Аланнис — продолжение рассказа Анатолия Миронова
Выходной день располагает к чтению чего-то легкого и небольшого. Чего-то, что можно прочесть за один вечер. Недавно прочитанная Рейнис и...
Опубликовано в Четверг, 19-го Января, 2017.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
C 21 января по 5 февраля в Центральном Доме Художника, в рамках Фестиваля «Первозданная Россия», пройдет спецпоказ крупнейшей авторской выставки фотографий, выполненных в технике платинотопии. В экспозиции будут представлены более 80 работ Анатолия Черкасова — итог десятилетней работы. Большой сегмент выставки посвящен красотам и пейзажем Донбасса — родины автора, летопись которой он вел на протяжении многих лет.
«Благородный процесс», «королева фотографии» — так называют платинотипию те, кто по-настоящему ею увлечен. Таких немного — в России можно пересчитать по пальцам одной руки. И дело не только в том, что процесс этот — из числа дорогостоящих. Дело в тех особых качествах, которые требуются от занимающегося ею фотографа. Естественность и чистота процесса от момента съемки до печати; сознательный отказ от цифровых способов обработки изображения; роль рукотворности, тактильности, простого физического контакта — с громоздкой, «настоящей» камерой, с кистью и бумагой; широта тонального диапазона, сочность и глубина оттенков; особая, объемная «трехмерность» получаемого изображения, в которое затем необходимо медленно и тщательно вглядываться — все эти черты платинотипии выдвигают к мастеру ряд требований. Среди них — умение уловить нюансы смысла и оттенки тона, талант вчувствования в реальность, умение проводить разграничение между «живописностью» и собственно фотографическим подходом к сюжету и композиции.
Наконец, прямые отсылки к истории, сама архаичность процесса и высокая, «архивная» сохранность получаемых снимков требуют постоянного балансирования на грани: помня о наследии великих мастеров вроде Анселя Адамса и Эдварда Штайхена, делать что-то свое. Но главное здесь — особенный, человеческий контакт с природой- и с самим собой. Качества, во многом утерянные современной культурой, которая вечно куда-то спешит и норовит уйти из реальности в мир грез и виртуальных фантазий.
Анатолий Черкасов родился в 1935 году в деревне Денежниково Луганской области. Школу закончил в Донбассе. Служил в Ленинградском военном округе. После службы работал в шахте. В 1964 закончил Московскую сельскохозяйственную академию им. Тимирязева и был направлен на работу в Подмосковье. Кандидат экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации.
Для Анатолия Черкасова фотография — способ контакта. Так было с самого начала — «чистая художественность» не интересовала его никогда: первые снимки были, скорее, фиксацией того, что он видел вокруг, помогали в профессиональной и научной жизни. Семья, производство, пейзажи, сельская жизнь, тяжелый крестьянский труд, портреты коллег. Сам он скромно называет себя «крестьянином», подразумевая под этим словом и трезвость взгляда на будни, и отсутствие чрезмерности и надрыва в своей любви к земле, и необходимое ему для создания хорошего снимка ощущение теплоты и людской общности. Но главной для Черкасова всегда была попытка максимального приближения к природе — окружающего мира и человека. Как сделать так, чтобы сама визуальная форма фотографии стала почти тактильной? Чтобы линии, резкость, глубина изображения передали то, что труженик земли ощущает не «эстетически», а буквально — на кончиках пальцев? Как передать физическую, объемную красоту на поверхности? В этом вечном поиске он и «обнаружил» для себя платинотипию.
Выставка пройдет с 21 января по 5 февраля в зале номер 2 Центрального Дома Художника по адресу: Крымский вал 10/14.
Пресспоказ состоится 20 января в 18-00.
Аккредитация: prartlab@gmail.com
Организация выставки: Центр продюсирования современной фотографии ПроЛаб