Почему бы не сделать тату?
Скорее всего нет таких людей, кто бы хоть разок не задумывался: «А не сделать ли мне татуировку?» Часть откликаются на...
Опубликовано в Понедельник, 15-го Октября, 2012.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Джеймс Кук / Тату / Татуировки
В своей известной песне про Кука Владимир Высоцкий рассуждает следующим образом:
Но почему аборигены съели Кука?
За что — неясно, — молчит наука…
Зато наука вполне компетентно говорит о том, что слово «тату» в английский язык ввел выдающийся английский мореплаватель Джеймс Кук, употребив его в отчете о путешествии вокруг света, опубликованном в 1773 году. Еще он тогда привез с собой Великого Омаи, сплошь истатуированного полинезийца — первую живую тату — галерею.
А через пять лет гавайцы Кука съели. Возможно, в этих последовательных событиях есть некая закономерность, и представляется совсем простая штука: не надо было Куку связываться с ритуальными татуировками.
Действительно, тату (tattoo) — термин, заимствованный из полинезийского языка, — на таитянском диалекте слово «татау» обозначает рисунок. До этого татуировка в Европе была способом украшения и идентификации человеческого тела и как только ни называлась: и signum, и stigma, и grafism, и hieroglif. Англичане употребляли термины punctures и punctation, испанцы — pintados.
Как ее ни называй, но и до сих пор татуировкой называется стойкий рисунок на теле, выполненный методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента.
Со смыслом и без смысла
Согласно недавно проведенным исследованиям ученых-дерматологов, большинство татуированных американцев — представительницы прекрасного пола. Женщины предпочитают делать татуировки на лодыжках, на спине и на пояснице; на бедрах и ягодицах — реже (15 процентов). Две трети мужчин больше всего любят украшать руки (75 процентов), потом уже следуют плечи и ноги.
У нас в стране мужчины уделяют больше внимания своей груди — возможно, благодаря многолетним тюремным традициям: «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас». Профили Ленина и Сталина, выколотые на груди, якобы служили защитой от пули чекистов — в среде уголовников считалось, что слуги закона поостерегутся стрелять в изображения вождей (кстати, в XVIII–XIX веках британские моряки накалывали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это спасет их от телесных наказаний).
Так что нет ничего необычного в том, что и в современной России синонимами тату служат слова-выходцы из криминального сленга: «портак», «наколка», «масть». Криминальные тату в нашей стране давно стали общественно признанной культурой, поскольку исконные каноны татуирования наших далеких предков утрачены. Известно, что праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или специальными печатями, эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли быстро покрыть все тело сплошным ковровым узором, необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. Еще говорят, что у древних славян татуировки носили в основном женщины: такие рисунки на коже были ритуальным оберегом хранительниц домашнего очага. С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться как составная часть языческих обрядов, и к XIX веку делать тату позволяли себе лишь влиятельные люди.
Ну а легенд и мифов о татуировках великих и знаменитых людей множество: якобы на теле Иосифа Сталина (как и у Альберта Эйнштейна) было изображение черепа, у Петра I на руке был выколот топор, а на груди Николая II — меч и имя императрицы — Саша.
Столь же незамысловатый портак будто бы раньше носил на плече Иосиф Кобзон: «Не забуду мать родную», а Вячеславу Тихонову во время съемок сериала про Штирлица приходилось загримировывать надпись на кисти руки: «Слава».
В Америке и Европе благодаря мощному всплеску молодежной культуры 1960-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур (Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев), создавая как гибриды, так и новые стили и школы.
Постепенно «окультурилась» и наша страна: если во времена СССР татуировка имела в основном политический, армейский и арестантский характер, то позже все изменилось — в том числе и техника ее нанесения. Современное оборудование (индукционные и роторные машинки) появилось у российских мастеров в середине 1990-х годов, что позволило вывести искусство тату на качественно новый уровень.
Операция «Тату»
При обычной (невременной) татуировке частицы краски при помощи электрической иглы внедряются в верхние слои кожи, где они и остаются навсегда. Так что если вы решились на столь ответственный шаг, крайне важен выбор татуировщика, который должен не только создать рисунок, не требующий переделки, но и полностью обезопасить клиента от заражения и образования шрамов, вызванных воспалением в местах проколов. Для этого все инструменты должны быть одноразовыми, должны применяться закрытая система стерилизации и по-настоящему острые иглы.
Опытный татуировщик соответствующей дозировкой пигмента и правильной глубиной проникновения в кожу добьется того, чтобы рисунок оставался четким, а сами по себе краски тоже таят в себе опасность, поскольку могут вызывать аллергию либо содержать в себе тяжелые металлы.
Не надо забывать и о том, что татуирование всегда было дорогим удовольствием. В Америке цены на тату начинаются с 80–100 долларов за час работы, у нас небольшой рисунок могут наколоть за две-три тысячи рублей. Миф о том, что цветные татуировки стоят больше, чем черные и серые, неверен: просто работа над тату со сложной цветовой палитрой занимает больше времени. А вот то место, где татуировка находится на теле, может отличаться по цене: считается, что на плечах делать рисунок легко, в то время как низ спины является намного более сложным участком.
Кроме того, что процесс нанесения татуировки причиняет реальную боль, нужно знать кое-что и о подготовке к этой операции. Накануне не рекомендуется пить алкоголь, так как он разжижает кровь, а раз вы будете излишне кровоточить, то помешаете художнику наблюдать за процессом своей работы. Аспирин обладает тем же свойством, а что касается обезболивающего, то прежде чем принимать какой-нибудь препарат, лучше посоветоваться с врачом. Беременным вообще запрещена эта операция.
Видов татуировок довольно много.
Традиционная татуировка представляет из себя некий упрощенный донельзя поп-арт, который нравится большинству «непосвященных» людей: это всевозможные бабочки, рыбки, птички, черепа и якоря, моряцкие трубки и кораблики, а также всевозможные девичьи «фенечки» — все это тиражированное однообразие отношения к искусству не имеет.
Этнический стиль, естественно, имеет отношение к различным культурам — от австралийских аборигенов и папуасов Новой Гвинеи до скифов.
Кельтский, японский и полинезийский этнические стили принято выделять в отдельные группы. Точно так же, как и славянский, который, как выражаются специалисты, находится в стадии формирования и пока мало чем отличается от русского стиля.
Существует и киберстиль, представляющий из себя диковатое слияние естественного и искусственного, живого и мертвого: человеческие конечности с механическими соединениями, орнаменты из микросхем и т. п.
Можно выделить модную «эротическую» татуировку, которая наносится в интимных местах. Ну а со стилями «модерн» и «псевдотюремный» все и так понятно.
Издревле основными красителями являлись минеральные соединения, добываемые из природных ресурсов. В частности, в практике татуирования применялись охра, сажа, каменный уголь, киноварь. В Средние века с изобретением дымного пороха на основе угля стали делать тату с применением пороховой смеси, вводимой под кожу. А современная химическая промышленность производит полный спектр синтетических красителей для индустрии тату.
Работа над ошибками
Считается, что татуировки более безопасны для здоровья, чем пирсинг. В первом случае риск занесения инфекции может возникнуть в результате лишь 13 процентов процедур, а во втором целых 23 процента пациентов заболевают.
Конечно, есть и суперэкстремальные тату — такие, как сделал себе в прошлом году американец по прозвищу Шахматная доска, который добавил чернила в белки глаз: один сделал синим, а другой — зеленым. Оказалось, что он даже не стал отдавать чернила на анализ, чтобы проверить их на наличие опасных микроорганизмов.
Как сводить наколку с глазного яблока, если тату вдруг надоест или глаз заболит, — совершенно непонятно, но вот если вы вдруг устанете от своей настоящей перманентной татуировки на теле, то способы ее убрать существуют.
Механический способ (дермабразия) находит применение в тех случаях, когда размеры татуировок сравнительно невелики. Процедура удаления постоянных татуировок при помощи лазера наиболее популярна (кстати, она позволяет произвести и корректировку татуировки). Химический способ предполагает удаление татуировок при помощи каких-либо химических веществ, в результате действия которых происходит отшелушивание верхних слоев кожи с частичками красящего вещества.
Наиболее распространенными мотивами для выведения татуировки являются следующие: надоела или нанесена неудачно; мешает взаимоотношениям с любимым человеком; препятствует карьере, продвижению по службе; повзрослел — и теперь как-то несолидно.
Тем не менее татуировку невозможно свести совершенно бесследно. Даже при удачном удалении лазером или другими средствами на коже остаются небольшие шрамы, размер которых будет больше размера сводимой татуировки в силу разрушения кожного покрова. Обусловлено это тем, что пигмент вживленной тату находится в подкожно-жировой клетчатке, ниже обновляемых слоев кожи. Фактически свести татуировку — значит, лишиться фрагмента татуированной кожи.
Татуировки-однодневки
Ну а если у вас нет уверенности в том, что именно этот рисунок вы хотите носить на своем теле до конца жизни, то в виде баловства можно попробовать временное тату, наколку (так называемое темпту), которая держатся в коже не дольше двух-семи лет. Для нанесения таких рисунков применяют химически нестабильные пигменты, которые со временем распадаются и рассасываются. Эти наколки исключают некоторые цветовые оттенки и ограничивают размеры картинки всего четырьмя сантиметрами.
Правда, существует риск, что пигменты распадутся не полностью и на коже так и останутся размытые пятна — лишь немногие татуировщики дают настоящую гарантию, которую можно обжаловать официально.
Иногда временными тату ошибочно называют смываемые татуировки, что не совсем корректно, ведь наклеивающиеся или нарисованные тату исчезают самое позднее при отмирании и обновлении верхнего слоя кожи — то есть через 28 дней. Поэтому их точнее было бы называть очень временными.
Тату-наклейки держатся лучше (от двух до пяти дней), но на очень нежирной коже, кроме того, надо избегать попадания воды на этот участок. Нарисовать тату самому на себе можно кайалом или контуром для глаз (этого хватит на один день), карандашом для росписи тела или карандашом для тату (от одного до трех дней).
Правда, врачи считают, что использование даже смываемых биотатуировок вредно для кожи, так как в состав краски входят вещества, применение которых разрешено в строго определенных количествах, в ином случае это может вызвать аллергические реакции или экзему.
Вот и получается, что при всей внешней привлекательности татуировка — штука небезопасная, в чем, кстати, и убедился однажды капитан Кук, окруженный несколькими сотнями разукрашенных туземцев.
А что касается того, съели или не съели аборигены Кука… Если кому интересно. Согласно документам, его тело матросы так и не нашли, но гавайцы в конце концов доставили на флагманский корабль корзину с десятью фунтами человеческих останков (около пяти килограммов) и голову без нижней челюсти.