Ночные страдальцы

Опубликовано в Среду, 10-го Июля, 2013.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: / /
Рубрика: Моя газета > Образ жизни > Здоровье > Ночные страдальцы

Ночные страдальцы

То, о чем пойдет здесь речь, — это, пожалуй, единственная вещь, совершаемая людьми в ночное время, о которой никто не желает говорить. Даже в шоу Опры Уинфри и Геральдо Риверы, где, как известно, не стыдясь, говорят абсолютно обо всем, называя все вещи своими именами.

Ибо речь пойдет сейчас о храпе, отвратительном звуке, который одни сравнивают с шумом мчащегося товарного поезда, другие — со скрежетом мельничных жерновов, третьи — с ревом сверхзвукового реактивного самолета, торнадо или землетрясения. Словом, сравнений вполне достаточно. Люди -источники этих чудовищных звуков — пребывают в блаженном неведении и ни о чем таком даже не подозревают. Зато для других, обитающихся в той же комнате, об заснуть, как говорится, не может быть и речи. Да что в той же комнате — на том же этаже или даже в том же доме! А иногда храп достигает такой фантастической мощи, что не могут спать и соседи на улице, в доме которых открыты окна, и они вынуждены запирать их наглухо, посылая на несчастную голову храпуна самые жестокие и изощренные проклятия.

И вот нашлось единственное место, где ночные страдальцы — и те, кто храпит, и те, кто не может спать из-за этого храпа, — собрались поплакаться на свою горькую судьбу и выслушать мнения и советы специалистов по этому поводу. И происходило это не обычное сборище в актовом зале медицинского факультета Пенсильванского университета.

Очень скоро выяснилось, что это малоприятное явление (я имею в виду храп) имеет две стороны — комическую и драматическую. Оказалось, например, что в некоторых случаях громкое храпение может расцениваться как нарушение закона, то бишь преступление. Некая женщина из города Дэвис в Калифорнии рассказала собравшимся, что ее арестовывали дважды в начале этого года: ее храп нарушал закон о соблюдении гражданами ночной тишины. Другие могут и не входить в конфликт с законом (в конце концов, еще не учреждены специальные полицейские патрули по борьбе с храпом), но нежелательные звуки, издаваемые их носами, ртами, гортанями и прочими частями тела, — это источники бесконечных страданий для них самих.

Дуайт Гофман, 30-летний сотрудник министерства обороны, живущий в Брике, Нью-Джерси, рассказал присутствующим: «Я обычно спал в одной комнате со старшим братом. Оказывается, в течение долгих лет он швырял в меня свернутые в клубок носки и выкрикивал мое имя. Таким способом, утверждал он, ему удавалось приостановить мой храп и разбудить меня. А я никогда и не подозревал, что он делает это. И уж совсем не имел понятия о том, что я храплю».

Выступает Дэйв Олим, 57-летний дерматолог из Эмблера, Пенсильвания. Его жена, грустно сообщает он, сравнившая его храп с «работой старого грузовоза на дизельном топливе», перебралась в другую спальню два года назад, когда несчастный Дэйв начал храпеть. Она пыталась сначала противостоять мощному храпу с помощью затычек для ушей, но это было все равно, что пытаться приглушить этими затычками шум Ниагарского водопада. Она пользуется затычками даже теперь, в отдельной спальне.

Джеральд Розенберг, аптекарь из Черри-Хилла, Нью-Джерси, и тоже сотрудник министерства обороны, вспомнил времена тренинга в специальном лагере Пикетт в Вирджинии. «О, сколько раз я просыпался утром, обнаружив, что лежу на полу, плотно прикрытый сверху матрацем! Ребята просто сбрасывали меня с койки, а я и не подозревал, что храплю во сне».

Это, положим, было еще не самое страшное из случавшегося с ним. Несколько лет спустя Розенберг с одним из сослуживцев отправился самолетом в служебную командировку. Под равномерный гул турбин он, естественно, задремал. «Я храпел так, что люди из задней секции самолета решили, что взорвалась одна из турбин и что нам грозит авария. Когда я проснулся, пилот и пассажиры толпились вокруг меня, показывали на меня пальцем и хохотали. Сослуживец, с которым я летел, почувствовал себя оскорбленным, пересел на другое место и не разговаривал со мной до конца полета. Он и сейчас все еще дуется на меня».

Когда ночные страдальцы облегчили в выступлениях свои истерзанные души, слово взяли врачи. Конечно, говорили они, рассказанные примеры выходят, так сказать, за рамки обычного, но они весьма характерны: ночной страдалец-храпун ни о чем не подозревает и готов на все, чтобы не причинять неудобств своим жертвам; жертвы же, тоже ночные страдальцы, звереют от бессильной ярости, хоть и знают, что храпун делает свое черное дело не нарочно. «И если вы попросите кого-нибудь описать этот шум, его действительно опишут самыми ужасными красками, — сказала Рашель Гальдберг, директор сердечно-легочной клиники Центра исследований нарушений сна (ЦИНС) медицинского факультета Пенсильванского университета. — Это один из тех шумов, о которых говорят «у меня всегда есть для этого под рукой несколько старых туфель».

И это отнюдь не частная проблема. Статистика утверждает, что 15 процентов женщин и 25 процентов мужчин храпят постоянно; 30 процентов женщин и 40 процентов мужчин — периодически. А если перейден 60-летний возрастной рубеж, храпение становится значительно громче, и ему подвержены уже 40 процентов женщин и 60 процентов мужчин. «На практике эти числа намного больше, — с уверенностью заявил Ричард Шваб, также один из клинических директоров ЦИНС. — Просто каждый думает про себя: «Я храплю? Вздор! Кто угодно, только не я!» Но не будьте, господа, столь самоуверенны».

Эндрю Гольдберг, оториноларинголог (ухо-горло-нос) больницы при Пенсильванском университете утверждает: «Практически храпят все. Пусть понемножку, пусто едва слышно, но — все. Для этого лишь требуется определенная поза и некоторые другие факторы. Разумеется, тот, кто храпит, этого не слышит, зато прочие вкушают это в полной мере. Вот почему супруги являются ко мне обязательно вдвоем: супруг храпуна желает быть уверенным, что тот действительно обратился к врачу, а не только сделал вид».

Статистика не знает, как много разводов происходит на почве храпения одного из супругов, но социологи и врачи не имеют ни малейших сомнений, что это одна из серьезнейших причин распада семей. «Я знаю множество супружеских пар, которые не спят в одной комнате именно по этой причине, — говорит Гольдберг. — У нас имеется особая профессиональная классификация храпа, и тот, который именуется героическим храпом», чаще всего и разрушает интимное единство супругов».

Поскольку, как уже было сказано, интенсивность храпения растет с возрастом, описанный эффект наиболее часто наблюдается у пожилых супругов. «Я, — замечает Шваб, — знаю многих пожилых людей, которые спят раздельно на протяжении 10 — 15 лет и говорят: «Конечно, это было бы славно — спать рядом, но…»

Но этот социальный остракизм, это взаимное отчуждение — вовсе не единственное зло, причиняемое храпом. Есть кое-что не менее важное — здоровье. «Люди привыкли посмеиваться над этим, — продолжает Шваб, — а между тем здесь вовсе не до смеха: речь идет о нарушении некоторых важных функций организма. Храп может быть первым сигналом, что где-то что-то не так».

Наиболее вероятным расстройством, на которое может указывать храп, говорят специалисты, это «апноэ», опаснейшее болезненное явление, заключающееся в том, что у человека в течение ночи сотни раз происходит кратковременная остановка дыхания. «Для многих это может проходить незаметно и без последствий, — поясняет Фрэнк Марлоу, оториноларинголог больницы университета Ханеманна. — Но зачастую мягкий вариант апноэ приобретает умеренную или даже тяжелую форму, и тогда без вмешательства врачей не обойтись».

Опасность апноэ заключается в том, что из-за нее в организме может резко понизиться количество кислорода, а это, в свою очередь, ведет к повышению кровяного давления, к возможности инсульта или инфаркта. Но даже и без апноэ, храпение может привести к нежелательным результатам — помимо удара локтем в бок со стороны возмущенного супруга, лежащего (а по статистике — чаще лежащей) рядом. Дело в том, что храпуны, хоть и не слышат собственного храпа, просыпаются or него несколько раз в течение ночи, и потом утром встают невыспавшиеся и утомленные. «Сами-то они не понимают, в чем дело, — поясняет Рашель Гольдберг, — но мы, проводящие исследование причин, нарушающих нормальный сон, отлично все понимаем».

Храп — явление, имеющее столько различных последствий самого разного характера, — сам по себе имеет причину чисто физиологическую. Или, если хотите, аэродинамическую. Храп раздается тогда, когда вибрирует какая-либо мягкая ткань верхних дыхательных путей или когда на пути вдыхаемого и выдыхаемого воздуха появляется какое-то препятствие, если этого нет — дыхание легко и бесшумно, как майский ветерок.

Что способствует появлению храпа? Среди основных причин — ожирение, ненормально маленькая или скошенная нижняя челюсть, непроходимость носовых полостей или неправильное расположение носовой перегородки; а у детей это чаще всего увеличенные аденоиды или миндалины, или чрезмерно большой язык. Но есть и иные причины нарушения ночной тишины — причины более простые и прозаические: обычная простуда, обильная еда и питье алкоголя перед сном и прием лекарств (антигистамины и снотворное), расслабляющих мышцы полости рта. И, как бы странно это ни звучало, — физическое переутомление.

2 комментария к “Ночные страдальцы”

  1. ИннаИюль 10th, 2013 - 05:30

    У меня муж тоже порой по ночам храпит, но мне достаточно толкнуть его в бок, и он перестает храпеть. Спасает и то, что такая проблема для нас практически несвойственна, и довольно редка.

  2. ГаляИюль 10th, 2013 - 09:20

    Весь мир изобретает всякие приспособления для борьбы с храпом, а люди как-то мало ими пользуются. Хотя понятно, что большинство храпунов понятия не имеют об этой своей особенности.

Оставить комментарий

Гороскоп

Фотогалерея

Фото-рецепты

© 2007-2024 Моя газета • Взгляды редакции могут не совпадать со взглядами авторов статей.
При цитировании и использовании материалов ссылка, а при использовании в Интернет - прямая гиперссылка на издание "Моя газета" обязательна!