Эффективная помощь после COVID-19: восстановить баланс ресурсов с Digital Meal Original
В период пандемии заболеть можно даже соблюдая все правила и предосторожности. Кто-то переносит заболевание легко и без последствий, а кто-то...
Опубликовано в Вторник, 22-го Февраля, 2022.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Может ли человек, заразившийся COVID-19 и выздоровевший, сразу же быть полностью здоровым? Иногда оказывается, что дело не в самой инфекции, а в том, что возвращение в форму может оказаться настоящим испытанием. Все чаще возникают осложнения после заражения вирусом SARS-CoV-2. Что такое пост-COVID-синдром и можно ли его вылечить?
Хотя COVID-19 в первую очередь связывается с инфекцией легких, сегодня мы уже знаем, что недуг может поражать практически любой орган. Это связано с тем, что рецептор ACE2, с которым коронавирус проникает в клетку, присутствует во многих тканях — кроме легких, еще в сердце, кишечнике, сосудах и почках. У некоторых пациентов, перенесших это заболевание, наблюдаются различные симптомы, описываемые как пост-COVID-синдром, длительный COVID-синдром или синдром после приема пищи. Каковы его наиболее распространенные симптомы?
Преобладающим недомоганием, на которое жалуется более половины больных, является слабость, отсутствие сил для работы и даже обычных домашних дел, легкая утомляемость. Характерной особенностью является ухудшение симптомов даже после незначительной активности. Ранее выполняемые без усилий действия вдруг становятся тяжелым бременем.
В оценке этих недугов помогает тест шестиминутной ходьбы, целью которого является оценка максимального расстояния, которое больной может пройти за 6 минут, выбирая темп ходьбы в соответствии со своими возможностями.
Несколько выздоравливающих процентов сообщают о таких недомоганиях, как кашель, одышка и боль в груди (дискомфорт). Неспособность дышать «полной грудью» может дополнительно вызвать чувство страха, усугубляя трудности с дыханием.
Одним из наиболее часто диагностируемых осложнений после заражения COVID-19 являются сердечно-сосудистые нарушения. Сообщалось об артериальной гипертензии и сердечной дисфункции (неравномерное или усиленное сердцебиение). Считается, что у 20–30% пациентов развивается поражение сердечной мышцы. Миокардит может быть редким, но потенциально очень опасным осложнением.
Некоторые пациенты, заразившиеся COVID-19, сообщают о симптомах так называемого «ковидного затмения». К ним относятся трудности с памятью, концентрацией внимания и логическим мышлением. Некоторые выздоравливающие утверждают, что не могут вспомнить простейшую информацию, необходимую в повседневной работе, с чувством общего беспорядка.
Очень распространенными и характерными для COVID-19 и периода реконвалесценции являются неврологические расстройства, заключающиеся в потере обоняния и вкуса. Это нарушение может быть чрезвычайно длительным. Некоторые также имеют такие симптомы, как онемение, покалывание, жжение или другие необычные кожные ощущения.
Также были сообщения о том, что некоторые выздоравливающие жалуются на ухудшение слуха, и болезнь получила название «ковидное ухо». Несколько процентов пациентов, чаще всего среднего и пожилого возраста, после заражения COVID-19 страдают от снижения слуха, шума в ушах или звона в ушах.
Есть больные, которые после перенесенного заболевания жалуются на болевые синдромы, затрагивающие различные участки тела. Также могут появиться беспокоящие головные боли.
Имеются сообщения о женщинах, у которых наблюдаются изменения менструального цикла после COVID-19, в том числе кровотечения и исключительное усиление симптомов ПМС.
В одном крупном популяционном исследовании после заражения COVID-19 наблюдалась стойкая дисфункция почек, что может быть связано с тем, что в почечных канальцах также обнаружены рецепторы, открывающие путь вирусу в клетку.
Были сообщения о том, что коронавирус может атаковать поджелудочную железу и разрушать клетки, вырабатывающие инсулин. Это может привести к развитию сахарного диабета.
Также отмечается, что воспаление в течение COVID-19 и после него может способствовать инсулинорезистентности и избыточной продукции глюкозы печенью.
Все больше и больше пациентов, перенесших COVID-19, сообщают о выпадении волос как о долгосрочном последствии болезни. В одном из опросников о таком осложнении сообщили примерно 27% респондентов.
Выпадение волос после COVID-19 считается телогеновой алопецией, вызванной стрессом и болезнью. Это следствие укорочения фазы роста волос – волосяные фолликулы преждевременно переходят в фазу покоя. Волосы, выпавшие в результате телогеновой алопеции, должны отрастать спонтанно после прекращения действия стимула, вызвавшего алопецию, однако этот процесс может занять длительное время — до нескольких месяцев.
Если с начала заболевания прошло около месяца, а вы все еще плохо себя чувствуете или у вас появились новые симптомы, стоит обратиться к терапевту. Последующий визит должен состояться примерно через 3 недели для пожилых людей и людей с сопутствующими заболеваниями, а для людей, поступивших в стационар по поводу COVID-19, — через 7-21 день после выписки.
Подсчитано, что даже у нескольких десятков процентов больных, перенесших инфекцию, она имеет свое «продолжение». Это касается и людей, перенесших инфекцию в легкой или даже бессимптомной форме и не относящихся к группе риска в силу возраста или сопутствующих заболеваний.
Однако пациенты, которым пришлось лечиться в больнице, больше подвержены риску долгосрочных последствий COVID-19. Данные, собранные в рамках инициативы MI-COVID19 американскими исследователями, показывают, что среди пациентов, выписавшихся из больницы, зафиксирован повышенный процент летальных исходов и повторных госпитализаций, а через два месяца после выписки из клиники почти 39% пациентов заявили, что они полностью не восстановились.
Инфекционные осложнения – это известные медицинские реакции. Например, синдром Гийена-Берри — это заболевание, при котором аномальные антитела разрушают оболочки нервов. Известны также отдаленные негативные последствия гриппа и инфекционного мононуклеоза.
В случае с COVID-19 пока точно неизвестно, почему симптомы сохраняются после заражения, несмотря на то, что человек клинически здоров (тесты показывают отсутствие вируса в организме). Это, несомненно, затрудняет проведение эффективного лечения осложнений.
Есть мнение, что это может быть стойкое воспаление. Также существует гипотеза, что вирус может «провоцировать» иммунную систему человека, приводя к ее чрезмерной стимуляции и сопутствующим заболеваниям. Упоминается роль кишечного микробиома, тесно связанного с иммунитетом человека, включающего бактерии и другие микроорганизмы, населяющие желудочно-кишечный тракт. Неправильный состав и размер кишечной флоры был связан с более высоким риском развития стойких осложнений от COVID-19.
Также известно, что у людей, страдающих COVID-19, повышена свертываемость крови. Возникают закупорки мелких сосудов, появляются микроинсульты, следствием которых является поражение сосудов головного мозга и других внутренних органов.
Другая теория заключается в том, что пост-COVID-синдром является результатом инвазии SARS-CoV-2 непосредственно в структуры нервной системы.
Врачи надеются, что осложнения от COVID-19 не оставят долговременных последствий. Тем не менее, необходимо больше времени и дополнительных исследований, чтобы иметь возможность предоставить достоверную информацию по этой теме.
На данный момент нет официальных рекомендаций о том, как вести себя с пациентами, перенесшими COVID-19. Считается, что улучшения можно добиться с помощью физиотерапии, респираторной реабилитации и отдыха без стресса в целом. В некоторых случаях нарушения дыхания необходима стероидная терапия, если у пациента есть интерстициальные поражения, которые можно лечить таким способом. Также назначаются препараты для борьбы с симптомами, о которых сообщает пациент.
Рекомендуется вести здоровый образ жизни с включением физических нагрузок умеренной интенсивности (например, ходьба, скандинавская ходьба) и выполнением задач, поддерживающих пластичность мозга, т. е. сочетающих физическую и умственную деятельность.
Ученые также недавно заинтересовались молекулой 1-MNA (1-метилникотинамид). Она обладает свойствами, улучшающими работу слизистых оболочек, а также противовоспалительными и антикоагулянтными свойствами. Молекулой 1-MNA естественным образом вырабатывается в организме человека путем превращения витамина В3 в никотиновую кислоту. Его естественными источниками являются водоросли вакаме и зеленый чай. Первоначальные исследования добавок с этим ингредиентом многообещающие, но придется дождаться подтверждения полезности такой процедуры при пост-COVID-синдроме.
В случае жалоб на сердечно-сосудистую систему диагностика может включать ЭКГ, измеряющую электрическую активность сердца. Это может быть разовый тест или мониторинг ЧСС в течение нескольких десятков часов – тогда это называется холтеровским мониторированием ЭКГ. Таким же образом — круглосуточный контроль — можно сделать регистратор давления, т.е. запись артериального давления.
Врач также может назначить ЭХО сердца, во время которого УЗИ исследует работу полостей сердца и его клапанов. В некоторых случаях может помочь магнитно-резонансная томография сердца или УЗИ сосудов.
При контроле дыхательной системы может быть использована рентгенограмма легких (рентген), а при необходимости — компьютерная томография легких и исследование функции внешнего дыхания.
Из лабораторных анализов врач может назначить как общие, так и более специализированные анализы — анализ маркеров воспаления (например, СРБ) или оценку тромботических процессов (например, D-димеры).
Дети болеют в основном бессимптомно. Оказывается, однако, что угроза может наступить через 2-4 недели после заражения. ПИМС (педиатрический воспалительный мультисистемный синдром) — это детский тип постковидного синдрома. Считается, что это реакция организма на прошедшую инфекцию.
Симптомы включают постоянную высокую температуру, которую трудно лечить обезболивающими средствами. Также могут быть расстройства пищеварения – боли в животе, диарея или рвота, а также кожная сыпь или проблемы с дыханием. Дети с подозрением на такой синдром должны лечиться в стационаре.
Указано, что такие факторы, как тревога, связанная с заботой о своей жизни и здоровье, изоляция или медицинские вмешательства, предпринятые во время пребывания в стационаре, могут привести к психическим расстройствам.
Даже если мы не осознаем этого, серьезное и потенциально смертельное заболевание — это очень стрессовый опыт. Сопровождается всевозможными негативными переживаниями и даже ухудшением настроения, приводящим при неблагоприятных обстоятельствах к депрессии или тревоге.
Есть подозрения, что некоторые симптомы пост-COVID-синдрома могут быть связаны не столько с воздействием самого вируса на ткани, сколько с развивающимся посттравматическим стрессовым расстройством как реакцией на болезнь.
Если вы заметили какие-либо психические проблемы, лучше всего обратиться к семейному врачу, который оценит, может ли помочь лекарственная терапия или психотерапия.
Автор Виктория Кромова
«Моя газета»