Монреаль, первая прогулка
География downtown — центра города — проста и геометрична. С севера на юг тянется бульвар Сен-Лоран (его называют еще и...
Опубликовано в Среду, 8-го Июня, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Канада / Квебек / Монреаль
Говоришь «Канада» — все подразумевают «Монреаль». Хотя это вовсе не столица Канады. И даже не столица франкоязычной провинции Квебек — на то есть крохотный и очаровательный Квебек-Сити, куда непременно надо съездить, ибо от Монреаля это недалеко. Сам же Монреаль, как сказали бы у нас, город областного подчинения. Но какой!
Расположенный на историческом месте, куда первые французские переселенцы приплыли в 1642 году по большой реке, Монреаль считает себя городом, прежде всего французским. И оттого с некоторой неприязнью смотрит на англоязычный Торонто, главного своего конкурента в Канаде.
Первые переселенцы осмотрелись и увидели, что место замечательное. И сказали: здесь будет заложен город. Возможно, это не очень-то понравилось надменным соседям, жителям стоявшей тут индейской деревушки Хочелага, но кто ж с этим тогда считался! (Индейцы, к слову сказать, обижены до сих пор и порой устраивают показательные демонстрации. Но очень благодушные и никак не нарушающие общий спокойный фон здешней жизни.)
Реку назвали именем святого Лаврентия, и она оказалась не просто большой, но одной из крупнейших в мире. Место, на котором предполагалось построить будущий город, оказалось островом длиной в 32 и шириной в 16 км. Что никак не смущает полтора миллиона его нынешних жителей. Они построили мосты почище петербургских, прорыли метро, которое действительно почище, пустили по реке живописные катера и пароходики в стиле старых нью-орлеанских, на пароходиках немедленно завелись расторопные бармены и мастера гриля, а также асы барбекю. И вот уже сидят монреальцы и их гости, пьют пиво Molson, едят лобстеров, а мимо проплывают сверкающие небоскребы супергорода — и впрямь хорошо!
Вообще, выяснилось, что это очень удобно — жить как бы на два континента сразу. Когда нужно, мы европейцы, даже французы: разве вы не видите, какой у нас красивый язык, какие французские кафе, какая древняя культура и какая необыкновенная, чисто галльская легкость в мыслях! Но вот приспичит — и тогда: мы же Америка! У нас небоскребы, у нас стеклянные стены, и деловитость, и организованность, и чистота стерильная, и белки скачут по тротуарам, и размах совсем не европейский. И все самое-самое в мире. Самая высокая наклонная башня. Самый крупный ботанический сад. Единственный в мире музей смеха. Самые главные фестивали кино, балета и джаза. И конечно, самые обаятельные жители.
Они обожают лучшую в мире гору Монт-Рояль, видимую здесь отовсюду. Легенды говорят, что это потухший вулкан, терпеливо ожидающий пробуждения. Ссылаются на то, что на вершине можно заметить даже подобие кратера. На самом деле это просто холм высотой в 227 метров, заросший живописным лесом, — любимое место отдыха монреальцев. И действительно, можно позавидовать: пять-десять минут на машине от центра — и ты среди зелени, на плывущей в воздушном океане вершине, откуда открывается дивный вид на город и его окрестности.
Воздух тут чист, прозрачен и свеж, причем не только на горе, но и в самом Монреале — отсутствие пыли и газов делает его ароматным и бодрящим, здесь даже дышать удовольствие. Остается добавить, что прилегающие к холму районы — самые фешенебельные, на взбегающих в гору улицах много красивых вилл, а на магистралях, идущих вдоль горы, сосредоточены важнейшие деловые и культурные центры Монреаля.
Облик города по-своему уникален: это Европа, в которую вросла Америка, старушка Франция, словно бы нехотя уступающая первенство более молодой и динамичной Америке. При запредельных контрастах стилей — удивительная гармония в архитектуре, наиболее счастливое сочетание несочетаемого. Город артистично обыгрывает столкновение зеркальных плоскостей, отражающих небо, с замшелостью старинных соборных стен, платиной куполов, бархатом английских газонов, которые, как известно, создавались веками.
Монреаль — это, конечно, Канада. Но стоит помнить о том, что это, прежде всего Квебек, провинция французская. И если Торонто или Оттава говорят преимущественно по-английски, то Монреаль к английскому языку относится в лучшем случае терпимо. Так что прославленное двуязычие страны не то чтобы фикция, но, несомненно, условность. Два языка, увы, не только сосуществуют, но и противостоят друг другу. Так же как и две культуры. И если Торонто — американец от макушки небоскреба до сабвея, то Монреаль хочет быть полпредом Франции за океаном. А Квебек-Сити, чудный городок в четырех часах езды от Монреаля и столица провинции, — просто копия какого-нибудь райского уголка Лазурного берега.
Продолжение следует…
Монреаль, так Монреаль.
А там по французски говорят, да?