Секреты выбора ортопедического матраса
К покупке ортопедического матраса стоит грамотно подготовиться, чтобы он в будущем эффективно заботился о вашей спине и крепком сне. А...
Опубликовано в Воскресенье, 16-го Октября, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Вятское кружево / Кружево
Некоторые виды народных промыслов в России приказали долго жить. Вот и знаменитый оренбургский пуховый платок, о котором так трагично пела Людмила Зыкина, уже не накинешь на женские плечи — промысел, похоже, накрылся. А вот вятское кружево еще живо и известно как тонкий и кропотливый вид декоративно-прикладного искусства. Плетение его не из легких: на деревянных коклюшках по старинным трафареткам. Причем каждое изделие эксклюзив, любой элемент вяжется отдельно, а затем они соединяются тончайшей паутинкой.
100 200 300 лет хранятся такие изделия. Конечно, они не для повседневной жизни, хотя что-то типа воротничков любят носить современные женщины. Причем это считается престижно, вещь-то дорогая, выполненная со вкусом. А раньше носили даже кружевные платья, косынки, пелеринки, мантильи, наколки…
В русских летописях слово «круживо» появляется в XIII веке, но так называли различные виды отделок: вышивку, ткачества, которые окружали края одежды. Само же кружево в современном понятии: изделие из нитей с ажурным орнаментом, выполненное на какой-либо тканевой основе, приходит на Русь с Запада в XV веке. Родиной его принято считать Италию. Хотя повлияло на моду и кружево Бельгии, Франции. И если там развивалось кружево, шитое иглой, то в России плетеное на коклюшках. До XVIII века использовалось у нас и золото-серебряное кружево, которое прекрасно сочеталось с дорогими привозными тканями. Но реформы Петра I, затронувшие все стороны жизни, не обошли и костюм. Дворянство стало одеваться на французский манер. И в моду вошла белая нитяная паутина. Высокая цена на привозные изделия заставила дворян развивать этот промысел у себя, в имениях. И пошли на Руси легенды об искусных Марьях мастерицах, воспроизводивших не хуже, чем на Западе, «блонды», «малин», «валансьен»… Они стали украшением не только костюма, но и интерьера. К началу XX века в России кружевоплетением занималось уже свыше ста тысяч человек в 41 уезде 17 губерний…
На выставке «Народные промыслы России» представлена животрепещущая паутинка 70-х годов нашего столетия — редкой красоты и изящества. Штучные работы, выполненные на коклюшках по старинным образцам, передаваемым из поколения в поколение. Но желающих заниматься подобным ремеслом становится все меньше и меньше. Да и мода в очередной раз изменяет ему. Будем ли кому передавать секреты?
Искусством плести кружево на коклюшках в наши дни интересуется всё большее количество девочек-школьниц. И за это огромное спасибо нашим учителям-наставникам, которые остались ещё с советских времён. Скорее всего данный вид рукоделия не умрёт. Он трансформируется исключительно в хобби. Кружево будут плести по домам. Такая картина сейчас наблюдается в Европе. Там нет больших (да и малых) предприятий, производящих кружево в промышленных масштабах как, например, в наших Вологде, Ельце или Кирове. Но и в наших городах в этой отрасли работают женщины среднего и старшего возраста. Молодёжи там нет либо крайне мало. Корень вопроса — в цене на труд. Кружево — вещь из разряда роскоши, стоит дорого, времени на его изготовление нужно достаточно много. Потребителей данного вдиа товара также «много» как и мастериц. Поэтому необходимость содержать целые предприятия по выпуску кружевных изделий отпадает сама собой. Государству брать на себя содержание нерентабельных производств нет никакой выгоды. Так что резюме — знания и умения передавать будем, но в очень ограниченных объёмах.
С уважением руководитель Студии Вятского кружева Ольга Пляскина.