Казнь у батыева шатра

Опубликовано в Среду, 6-го Июля, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: /
Рубрика: Моя газета > Жизнь > История > Казнь у батыева шатра

Казнь у батыева шатра.

Черниговский переулок

Если войти в Черниговский переулок со стороны Пятницкой улицы, от которой он ответвляется в самом ее начале, то можно увидеть наглядную историческую перспективу московского зодчества от эпохи царствования Алексея Михайловича до предреволюционных лет. Начальный, до поворота, отрезок переулка длиною в несколько десятков метров образован стоящими друг против друга построенными в XYII и XYIII веках православными церквами, а на дальнем плане — фасад шестиэтажного «доходного» (жилого) дома с изящным декором, построенного за год до начала первой мировой войны.

Этот поистине редкостный уголок Москвы в своем названии хранит память об одной из самых страшных страниц тысячелетнего прошлого — о нашествии на Русь татаро-монголов в конце тридцатых годов XII столетия, память о «Батыевом погроме». Насколько известно, это единственное во всей Москве топонимическое напоминание о давнем лихолетье.

Великий иноземный разбой свирепствовал на Руси три года — с декабря 1237 года по декабрь 1240-го. Первой пала и вырезана была Рязань (в те времена столица Рязанского княжества находилась там, где теперь расположено село Старая Рязань; город был так разорен, что решено было не отстраивать его заново, а перенести княжескую столицу в город Переяславль-Рязанский, который и стали называть Рязанью). За Рязанью настал черед главным городам Северо-Восточной Руси. Смертную чашу суждено было испить и Москве, тогда еще — крохотному городку, огороженному бревенчатыми стенами. Но даже за такими стенами московитяне выдержали пятидневный штурм многотысячного воинства, располагавшего испытанными осадными снарядами.

Отдохнув и пополнив свои отряды свежими силами в родных степях, батыево войско в 1240 году двинулось в последний, завершающий поход — на Киевскую Русь и далее — в Польшу, Чехию, Венгрию, в государства Центральной Европы. Разорив и испепелив за три года не один десяток русских городов, на исходе ноября 1240 года Батый вышел на днепровские берега и окружил «мать городов русских». Последние пять лет на киевском великокняжеском престоле пребывал черниговский князь Михаил Всеволодович, прямой потомок крестителя Руси Владимира Святославича. Потеряв за год до осады Киева родной Чернигов, князь отправился в Польшу и Венгрию с призрачной надеждой на общую оборону против татаро-монголов, уповая не в последнюю очередь на родственные связи: мать его была дочерью польского короля. Но планам этим не суждено было осуществиться, — Михаил Всеволодович возвратился на опустошенную родину. Киев превращен был в обгорелые руины. В Чернигове князь застал деловитых ханских чиновников, которые занимались переписью оставшегося в живых населения для наиболее полного обложения его данью. Они приказали Михаилу Всеволодовичу съездить в ставку Батыя, дабы получить от него милостивое позволение на княжение в Чернигове . И Михаил Всеволодович отправился в дальний путь — в низовья Волги на поклон к великому завоевателю. Его сопровождал верный боярин Федор.

По дороге к шатру великого хана Михаила Всеволодовича остановили ханские сановники. Они сказали ему, что по пути к трону их повелителя он, князь, должен непременно пройти между костров и поклониться их божествам в виде сшитых из войлока «идолов». Князь готов был поклониться Батыю, но наотрез отказался от хождения между костров и поклонения «идолам». Хан был в ярости, непреклонен и черниговский князь, которого полностью поддержал боярин Федор. «Не хочу на словах именоваться христианином, — воскликнул Михаил Всеволодович, — а на деле быть поганым!» (то есть — язычником). Как сообщают древнерусская повесть о гибели «Михаила, князя Черниговского, и Федора, боярина его» и написанные позже жития их, ханские палачи повергли князя на землю лицом вверх, растянули за руки и за ноги «и начали бить то кулаками, то палками по груди, потом повернули его лицом к земле и били ногами». Всего этого, видимо, палачам показалось недостаточно, и князю отсекли ножом голову. Так же расправились и с боярином Федором, и тела обоих бросили «псам на снедь». Это случилось 20 сентября 1246 года. Но земляки, сопровождавшие новоявленных мучеников, сумели все же увезти их останки в Чернигов и с честью похоронить. Три столетия спустя мощи черниговских чудотворцев, как стали называть князя и боярина после сопричисления их к лику русских православных святых, были перенесены в Москву, где — еще через два столетия — они обрели вечное упокоение в Архангельском соборе Московского Кремля. А здесь, в Замоскворечье, в 1675 году построили посвященную им церковь, от которой позже произошло название переулка.

Оставить комментарий

Гороскоп

Фотогалерея

Фото-рецепты

© 2007-2024 Моя газета • Взгляды редакции могут не совпадать со взглядами авторов статей.
При цитировании и использовании материалов ссылка, а при использовании в Интернет - прямая гиперссылка на издание "Моя газета" обязательна!