Цирковые трагедии
Многим с детства памятна печальная повесть Дмитрия Васильевича Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» и ее герой, маленький акробат Петя, сорвавшийся с перша,...
Опубликовано в Пятницу, 5-го Августа, 2011.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: "Цирк" / Цирковые трагедии
Мы продолжаем рассказ о цирковых трагедиях.
Весьма распространенными были тогда прыжки в небольшой круглый бассейн с водой. На арене цирка или в каком-нибудь городском увеселительном саду вырывали круглую яму диаметром два, три метра и глубиной в рост человека. Для большего эффекта сверху наливали керосин, который перед прыжком поджигали.
Какого-то особого мастерства прыжок в бассейн не требовал. Артист поднимался на вершину высокой мачты и бросался вниз головой, стараясь попасть в бассейн. Стоило оттолкнуться слишком сильно или, напротив, слишком слабо, не учесть силу ветра, и можно было промахнутся. А промах означал гибель, в лучшем случае, тяжелое увечье. И такие случаи бывали.
Зимой 1909 года в Варшаве, в цирке Чини-зелли должны были состояться прыжки в бассейн Джона де Цириля. Таков был артистический псевдоним Яна Казимирского. 10 января, совершая прыжок, он ударился головой о край деревянной обшивки бассейна и размозжил себе череп. Замешательство публики было ужасное, — писал очевидец этого трагического прыжка, — с массой истерик и обмороков».
Новый Цириль
Однако страшная гибель Джона де Цириля не отбила охоту демонстрировать подобные опасные трюки. Прошло два с половиной года, и в Омске появился новый прыгун в горящий бассейн, двадцатилетний Федор Разумовский, взявший себе похожий псевдоним Фред де Цириль. Более того, он значительно усложнил трюк, стал бросаться вниз «вслепую», с завязанными глазами.
Псевдоним оказался несчастливым, прыжок нового Цириля в июне 1911 года также оказался неудачным. Фред, как и его предшественник, попал на край бассейна, повредил себе позвоночник и остался парализованным на всю жизнь.
Месяц спустя, в Москве, в саду «Ренессанс» погиб прыгун в бассейн Стефан Гарбец. Московская газета «Раннее утро» писала: «Когда неустрашимый артист в черном трико и красном плаще, накинутом на плечи, взобрался на верхушку 30-метровой мачты, у собравшейся внизу толпы захватило дыхание». Оркестр заиграл унылую мелодию «Последний нынешний денечек», как будто гибель артиста и в самом деле была неминуема. И это еще более усилило тревожное настроение зрителей.
Несколько выступлений Гарбеца завершились вполне удачно, под громкие аплодисменты. На 1 августа был назначен еще один прыжок (363-й в жизни отчаянного акробата).
Сначала все шло, как обычно. Стефан, камнем пролетев три десятка метров, нырнул в пылающий бассейн. Зрители не сразу поняли, почему прыгун не показывается на поверхности воды. Но вскоре выяснилось, что произошла трагедия. Гарбец промахнулся и ударился о закраину ямы. Он умер в больнице. Три дня спустя его похоронили на католическом кладбище Москвы.
Возмущаясь жестокостью толпы, газета писала: «Уже после того, как случилось несчастье и Гарбец лежал за кулисами, находясь между жизнью и смертью, какая-то дама в саду возмущалась: «Что же это даром деньги берут! Упал один — пусть летит другой. Мы то при чем?»
Продолжение следует…